Поиск картин для новой выставки напоминал детективное расследование

В Центре Михаила Шемякина готовится к открытию выставка «ДОИЗГНАНЬЕ. Шемякин. Ленинград. Шестидесятые». Наши корреспонденты заранее побывали на Загородном проспекте, чтобы рассказать читателям «Вечёрки», как выставка «обживается» в стенах знаменитого ателье художника.

В качестве куратора выставки Центр Михаила Шемякина пригласил коллекционера Исаака Кушнира, автора проекта «Авангард на Неве». Организаторам удалось собрать около пятидесяти оригинальных произведений Михаила Шемякина 1960-х годов из частных собраний. Напомним, при высылке из Советского Союза опальному художнику не разрешили взять с собой ни одной картины и их судьба часто оставалась неизвестной. Иногда поиск картин напоминает детективное расследование, не все удается найти. «Я уверен, что в Петербурге в частных собраниях или в числе семейных реликвий хранится еще много работ Михаила Шемякина этого периода, открытие которых еще предстоит», – говорит куратор выставки.

По его словам, уже тогда, в период оттепели, Михаил Шемякин был фантастическим тружеником. Ленинградский натюрморт, городской пейзаж, портреты друзей и знакомых, иллюстрации к произведениям мировой литературы стали каноническими. Дух времени передан в них с такой пронзительной и щемящей силой, что по праву эти произведения можно считать документом эпохи и предвестником более крупных работ Михаила Шемякина.

Петербург для Михаила Шемякина не только город, где он сформировался как художник, но и метафизическая родина. Здесь он благодаря своим учителям постепенно открывает для себя новые грани творческих возможностей. Обучение проходит сначала в стенах академии, затем волею времени переносится в залы Эрмитажа, но незримым педагогом по эстетике выступает сам город с его мистической атмосферой, населенный призрачными двойниками.

В своей мастерской на Загородном проспекте он создает собственную реальность внутри официального мира. На фотографиях художника, запечатлевших многочисленные карнавальные хеппенинги и перформансы, нет ничего, что возвращало бы к советской действительности. Именно они стали фоном для экспозиции, воссоздавая особенную атмосферу его ателье. Из окон мастерской виднеется купол Исаакиевского собора, а на подоконниках поставлены натюрморты из бутылей и засохших фруктов.

Покидая Петербург в 1971 году, Михаил Шемякин оставлял все, что было ему дорого, в том числе свои работы. Не надеясь вернуться в Россию, он был уверен, что расстается с ними навсегда. К счастью, многие из них сохранились в частных собраниях его друзей и почти полвека спустя вновь окажутся в одном пространстве.

На выставке будут представлены работы из знаменитых коллекций Логиновой, Безобразовых, Чудновских, Березовских и других. Из Музея Ф. М. Достоевского – иллюстрации Михаила Шемякина к роману «Преступление и наказание». Посетители увидят также множество фотографий, снятых Михаилом Шемякиным, – редких документальных свидетельств жизни нонконформистского Ленинграда 1960-х.


Григорий ДОРОЖКИН, фото Лидии ВЕРЕЩАГИНОЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here