В Петербурге вводят систему байкшеринга и обещают велосипедный бум

Суть китайской системы велопроката кардинально отличается от той, что работает сегодня в Петербурге. Действует она по принципу байкшеринга, когда велосипед не привязан к станции проката. Его можно «сдать» в любом удобном месте, оставив, например, у дверей булочной или перед входом в кинотеатр. Так же легко можно будет и взять напрокат понравившийся байк – свободные велосипеды будут отображаться на карте в мобильном приложении через GPS-маячок, а замок разблокируется с помощью QR-кода. Оплатить поездку можно будет безналичным способом. По такому принципу построена сегодня система велопроката Китая. Запустить ее в Петербурге хочет компания Mobike – крупнейший сервис по прокату велосипедов в мире.

Эксперты говорят, что после ее запуска в Поднебесной количество желающих пересесть с автомобилей на велосипеды сразу выросло в разы. Во-первых, так быстрее передвигаться по оживленным городским магистралям, во-вторых, поездки обходятся дешевле. И наконец – намного удобнее. Доехал до нужного места, оставил велосипед, даже не задумываясь, где его можно припарковать. Вышел на улицу – увидел свободный байк – поехал дальше. Несмотря на доступность и дешевизну велосипедов, китайцы не стремятся обзаводиться двухколесным транспортом. Собственный велосипед все же нужно где-то хранить, ремонтировать, мыть, а тут – сел и поехал.

Велосипед – средство передвижения

По словам генерального менеджера компании Mobike в России и СНГ Стаса Иванова, если прокат запустится, то, вероятнее всего, в Петербурге будут использовать новую модель велосипеда, разработанную специально для европейцев. Не секрет, что мы не только выше ростом, но и тяжелее, чем китайцы. А значит, и велотранспорт должен быть рассчитан на другие нагрузки. Кроме того, техника будет адаптирована и к нашим морозам. Представители компании обещают, что на велосипедах по городу можно будет ездить даже при минус десяти. И хотя о стоимости поездок говорить пока рано, байкшеринг, скорее всего, будет доступным видом городского транспорта. Так, например, стоимость поездки на велосипеде в Китае составляет от 1 до 2 юаней за час (примерно 9 – 18 рублей). А вот в Берлине катаются полчаса за 50 евроцентов.

По словам председателя КРТИ Сергея Харлашкина, благодаря запуску сервиса в городе должно появиться до пяти тысяч новых велосипедов. Переговоры с инвестором еще идут, однако в комитете рассказали, что китайские велосипеды на улицах Петербурга могут появиться уже осенью этого года. Комментируя приход в наш город китайского инвестора, советник по велотранспорту вице-губернатора Петербурга Игоря Албина Дарья Табачникова отмечает, что за велопрокатом без станций – будущее. Однако, по ее мнению, у этого формата есть множество рисков: воровство, парковка в неположенных местах. «Например, очевидно, что будут некоторые места, где велосипеды будут концентрироваться, – скажем, у станций метро. Там необходимо установить велопарковки, чтобы не было хаоса», – отмечает она.

Свалок не будет

Как оказалось, эти опасения имеют под собой основания. Некоторые аналитики предупреждают: система байкшеринга наряду со своими достоинствами имеет и ряд очевидных недостатков. Порой прокатные велосипеды бросают в совершенно неподобающем состоянии, не все они отображаются на карте, есть случаи двойных списаний. Китайская пресса, например, пишет о том, что байкшеринг стал причиной появления на улицах городов большого количества брошенных велосипедов. Стас Иванов называет такие случаи «болезнями роста». По его словам, случаи велосипедных свалок можно увидеть разве что на улицах Китая, а вот в Европе таких проблем нет. По его словам, чтобы не допустить этого, компания выстраивает для каждого города отдельную операционную модель. Что же касается краж и поломок велосипедов, то, по словам представителей компании-прокатчика, процент украденных велосипедов не настолько высок, чтобы по ним вели отдельную статистику. Кроме того, благодаря своему дизайну, они будут выделяться на улицах города. И их будет сложно продать. А вот от поломок они не будут застрахованы. По данным китайских СМИ, в среднем ежедневно в одну ремонтную мастерскую в Пекине поступает около четырехсот сломанных «прокатных» велосипедов.

Байк против автомобиля

Между тем сегодня в Петербурге насчитывается более двух миллионов велосипедов, что даже больше, чем количество автомобилей. По данным ежегодных опросов активистов велосипедного движения, 250 – 300 тысяч горожан регулярно используют велосипед, чтобы съездить по делам. При этом популярность велосипедных поездок по городу растет с каждым годом. Таким образом, если Петербург не хочет потерять статус законодателя байк-моды, то байкшеринг надо развивать и нам. Эксперты говорят, что это будет интересный проект, ведь городу придется создать правила игры для защиты новых улиц и массово строить дорожки, чтобы было куда крутить педали.

Справка

Китайский подход к велопрокату

  • Нет станций – меньше затрат и возможность доезжать от двери до двери.
  • Не нужно переставлять велосипеды для компенсации пиковых нагрузок – это делают сами пользователи. Велосипедом в глухом районе не пользовались пять дней – дай бонусы горожанину, который заберет его и привезет в центр.
  • Используются надежные, но дешевые велосипеды. Подсчитано, что при пяти-шести поездках в день прокатный байк окупается всего за два месяца. А дальше компания уже начинает на нем зарабатывать.

Фото Лидии ВЕРЕЩАГИНОЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here