Этот год в России указом президента объявлен Годом Петипа

Мемориальную доску великому хореографу и педагогу открыли на здании Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.

На улицу Зодчего Росси падал театральный, мягкий весенний снег. Еще не представленная граду доска была завешена прозрачной белой кисеей. Все это создавало какой-то слегка сказочный, балетный, что ли, образ. И удачно гармонировало с музыкой Чайковского. Толпа работников академии, танцовщиков, журналистов и полицейских ждала. Ректор Николай Цискаридзе загадочно улыбался.

– Два года назад я написал письмо губернатору, – поделился с публикой Николай Цискаридзе, – он обратился к президенту. И его указом этот год объявлен Годом Петипа. Сегодня Мариусу Ивановичу исполняется двести лет, потому на этом здании установлена мемориальная доска.

– Сегодня мы отдаем дань великому человеку, который прославил русский балет на весь мир. Он француз, но всей душой любил нашу страну. Писал в воспоминаниях о времени работы в России: «Это были наисчастливейшие годы. Да хранит Бог мою вторую родину, которую я люблю всем сердцем», – с легкостью процитировал на память Георгий Полтавченко. – Да не каждый русский мог бы так красиво сказать. Я хочу, чтобы те молодые танцовщики, которые сегодня учатся в стенах этой прославленной академии, вспоминали, какой вклад сделал Мариус Иванович в один из самых красивых видов искусства.

Зазвучала барабанная дробь, и кисея разом спала с доски. Золотыми буквами на белой мраморной пластине было выбито: «В этом здании с 1847 по 1905 год служил во славу русского балета Мариус Иванович Петипа». Выше лукаво щурился сам Мариус Иванович. «Мы все вместе придумали эту формулировку», – заявил ректор академии в ответ на невысказанный вопрос толпы.

– Мариус Петипа вознес на пьедестал лучшие традиции русского и мирового балета, – добавил генеральный консул Франции в Санкт-Петербурге Уго де Шаваньяк, также присутствовавший на мероприятии. – Существует огромное количество примеров франко-российского балетного сотрудничества; Мариусу Петипа мы обязаны укреплением этой связи. И на протяжении всего года нас ждут мероприятия, посвященные его памяти.

Действительно, в рамках Года Петипа ожидаются балеты, встречи, лекции. В дни юбилея Академия русского балета имени Вагановой проводит международную конференцию «Hommage à Petipa», где звучат доклады теоретиков и практиков хореографического искусства. Также состоялся премьерный показ французского документального фильма «Мариус Петипа, мэтр русского балета». Весь Международный культурный форум пройдет под эгидой его юбилея. Во всех школах в этом году пройдут специальные уроки, посвященные искусству балета. А в июне на сцене Мариинского и Большого театров, а также Кремлевского дворца съездов пройдет представление-посвящение Петипа.

Досье

Мариус Петипа родился 11 марта 1818 года в Марселе, начинал свою артистическую карьеру на подмостках Брюсселя, Нанта, Бордо, Парижа и Мадрида, но снискал мировую славу в Санкт-Петербурге. Мариус Иванович, как его звали в России, возводил здание русского балета, трудился и творил более полувека. Он поставил около семидесяти балетов, в том числе – такие главные хореографические шедевры своего времени, как «Спящая красавица», «Лебединое озеро» (совместно со Львом Ивановым), «Раймонда», «Пахита», «Жизель», «Тщетная предосторожность», которые идут на сцене по сей день. Ему принадлежит создание стиля академического балета, утверждение классической школы. Он воспитал несколько поколений выдающихся балерин и танцовщиков. Впоследствии Европа была вознаграждена за то, что отдала Петипа России: туда вернулись талантливые танцовщики и хореографы, участники «Русского балета» Сергея Дягилева и других антрепренеров.


Фото Натальи ЧАЙКИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here