Выставка в Музее-квартире Достоевского приурочена к 200-летнему юбилею Тургенева

Новый проект «Достоевский и Тургенев. Игра в портреты»  эстетично и с долей иронии рассказывает о двух великих русских писателях, отношения которых современники характеризовали как «дружба-вражда». Название выставке дала любимая интеллектуальная игра Ивана Сергеевича Тургенева и певицы Полины Виардо – женщины, за которой он следовал повсюду, с тех пор как встретил и был покорен ее обаянием, живостью ума и музыкальными талантами. «В портреты» они с увлечением играли в Баден-Бадене, где Виардо жила с семьей, а Тургенев построил виллу, чтобы быть рядом.

Писатель, который был еще и одаренным художником, рисовал пером некий профиль, а остальные игроки в нескольких строках на листе бумаги должны были по очереди описать этого воображаемого человека: его манеры, привычки, профессию и прочее. В конце Тургенев вслух зачитывал все версии и присовокуплял свою.

Примерно по тому же принципу «Чепухи» играет с посетителями и выставка. Экспозиция, развернутая в зале на втором этаже музея, формально состоит из двух частей. На одной стене представлены рисунки, литографии и фотографии мест, людей и событий, непосредственно связанных с жизнью Достоевского и Тургенева, их случайных или намеренных встреч и пересечений. На другой стене – иллюстрации к произведениям и наглядные демонстрации творческих отличий и разногласий писателей. Среди них есть занятные изобразительные коллизии (Базаров и Лаврецкий, персонажи романов Тургенева, на портретах разных художников выглядят словно братья-близнецы), известные карикатуры Александра Лебедева и работы Павла Ковалевского, одного из лучших иллюстраторов романа «Отцы и дети».

В помощь посетителям – карточки с текстами-толкованиями.

Самая мистическая часть экспозиции – получасовой фильм-спектакль, дающий мощный эффект погружения в историю. Он создан на основе диалога двух литераторов, который они непрестанно и весьма экспрессивно вели в течение всей жизни – в переписке или при личных встречах. В ролях Тургенева и Достоевского – актеры БДТ имени Товстоногова Василий Реутов и Александр Кудренко (оба – участники проектов «ФМД-Театра»). Словно возникая из вечности, обращаются они друг к другу в виде видеопроекций на противоположных стенах зала: вспоминают, как познакомились, сплетничают и философствуют, спорят и ссорятся, шутят и любезничают. Сценарий как бы следует за выставкой, а выставка – за сценарием.

Среди экспонатов заметно преобладают фотографии Тургенева, который много и с удовольствием снимался. Вот, например, Тургенев прогуливается со своей охотничьей собакой по высаженной им березово-липовой аллее… А вот он стоит и слушает игру Виардо во время одного из светских музыкальных вечеров в Бадене, для которых Тургенев писал либретто, а Виардо – музыку…

Редкий снимок – Достоевский и Тургенев вместе с другими писателями в 1860 году участвуют в любительском благотворительном спектакле «Ревизор», где Достоевский играет почтмейстера Шпекина, а Тургенев – купца, который преподнес Хлестакову сахарную голову…

Замыкает композицию изображение дивана с прекомичнейшим названием «самосон» (чуть присел на него – сразу в сон клонит) на фоне анфилады комнат в усадьбе Тургеневых в Спасском-Лутовинове. Тут же, в уголке зала, представлена реплика этого дивана: дескать, умаялся – присядь, отдохни, вздремни. Почитай книгу или фильм-спектакль досмотри.


Мария КИНГИСЕПП, фото пресс-службы Музея-квартиры Достоевского

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here