Ольга Антонова отметит свой юбилей премьерой, сыграв жену великого русского писателя

Премьерные показы спектакля «Толстого нет» пройдут сегодня и зав­тра в Каменноостровском театре. Накануне наши корреспонденты побывали на репетиции в «Приюте комедианта».

…В разных концах зрительного зала расположились с ноутбуками композитор Виталий Истомин и видео­художник Наталья Наумова. Музыка и видеоряд к спектаклю создаются прямо в процессе репе­тиций. Драму «Толстого нет» по одноименной пьесе Ольги Погодиной-Кузьминой ставит режиссер Денис Хуснияров.

Наталье, как режиссеру мультимедиа, нужно видеть живую картинку, происходящую на сцене. Выпускница актерского факультета ГИТИСа, увлекшаяся компьютерной графикой, во время репетиции рисует и монтирует фрагменты мультипликации. Сейчас она использует прием реверсной съемки на основе обработанных кадров кинохроники: вот Лев Толстой гуляет по Ясной Поляне, а вот он приезжает в Москву, где его встречает восторженная толпа… Подобные визуальные приемы придают действию эмоциональный колорит, создают момент эксцентрики, что очень нравится режиссеру и, очевидно, вдохновляет его.

Виталий также не приносит готовую партитуру, а пишет, наблюдая, исходя из того, что видит на сцене или слышит на текстовых репетициях, старается уловить настроение персонажей и состояние исполнителей. Тщательно высчитывает хронометраж, поэтому в саундтреке музыкального оформления все выверено до доли секунды.

Собственно Льва Николаевича Толстого ни в пьесе, ни в спектакле действительно нет. Действующие лица – его жена, дети и прочие домочадцы и друзья семьи. Основа – исторические документы, воспоминания современников, письма и дневники. Изюминка – авторский вымысел (Погодина-Кузьмина знает в этом толк: по ее сценариям сняты, например, последняя картина Веры Глаголевой «Глиняная яма» и фильм «Герой» с Димой Биланом) и художественные допущения режиссера. Здесь горничная Катя – это некий собирательный образ незаконнорожденных детей Толстого, а означенный в программке «доктор Сергей Иванович» – это объединенные в одного персонажа два близких друга семьи Толстых: врач Душан Петрович Маковицкий и композитор Сергей Иванович Танеев.

В главной роли Софьи Андреевны Толстой – легенда ленинградской сцены Ольга Антонова. Пьеса была написана специально для ее бенефиса.

Актриса восхищается стойкостью Софьи, ее терпением, смирением, талантами, невероятной преданностью мужу и любовью к детям. Она физически ощущает растерянность и нервное потрясение, которые многострадальная жена гения испытывала в конце жизни, узнав о предательстве Толстого, ее полубезумное состояние, в котором она пребывала, когда семья погрязла в долгах, ее сильнейшую эмоциональную зависимость от мужа, ее мучительную ревность – не только к женщинам, но и к поклонникам и к творчеству, на которое она пыталась влиять, вычеркивая из дневников писателя то, что казалось ей несправедливым…

В сценографии использовано любимое сочетание цветов Льва Толстого: голубой и коричневый. На эскизах художника-постановщика Эмиля Капелюша это густой, лощеный ультрамарин, а в готовых декорациях дощатый пол усадьбы и садовая скамейка словно выкрашены выгоревшей на солнце синькой. С ними контрастируют ржаво-коричневые листья и того же оттенка доски, напоминающие огромные ламели вертикальных жалюзи.

На финальном этапе репетиций все внимание сосредоточено на шлифовке текста, поиске верной смысловой нагрузки и правильной манеры речи. Часть действия происходит за кулисами, и реплики, произнесенные оттуда, должны быть слышны даже на галерке. Тем более что в Каменноостровском театре, в отличие от «Приюта…», есть и ярусы, и ложи.


Мария КИНГИСЕПП, фото Дарьи ПИЧУГИНОЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here