Уникальная школа «по Брайлю» открывает путь к высшему образованию

Корреспонденты «Вечёрки» побывали в старейшей в России и единственной в Петербурге школе-интернате № 1 для слепых и слабовидящих детей.

Ну почему мы, зрячие, полагаем, что слепые дети должны чинно ходить по школьным коридорам, осторожно остукивая тростью стены и пол? Ничего подобного. Вот зазвенел звонок, и из классов сразу высыпали десятки мальчиков и девочек. Группа ребят пронеслась мимо нас, причем ничего и никого не задев, и, повернув за угол, побежала дальше. Даже первоклашки прекрасно ориентируются в переплетении коридоров и лестниц. Правда, некоторые подсказки есть: порожки, дополнительные поручни.

Пишем справа налево

Вообще на первый взгляд – классы как классы. Но названия кабинетов дублируются: они выбиты шрифтом Брайля на планках, причем планки эти находятся невысоко, чтобы ребенок, протянув руку, смог «прочесть» надпись ладонью.

Кстати, книги «по Брайлю» – большого формата и очень толстые. Несколько таких книг – это объем стандартного учебника. Читают их ладонью, но проще и быстрее – двумя. Тетради здесь тоже иные. Лист вкладывается между металлическими пластинами с трафаретом шрифта Брайля, и ребенок специальным грифелем выдавливает нужную комбинацию точек. «Пишут» в тетрадях справа налево, чтобы получившиеся выпуклые точки можно было прочитать слева направо. Учат здесь и письму обычными буквами – тоже по трафарету.

Есть и компьютеры – но специальные, на которых клавиши тоже «по Брайлю». Можно пользоваться Интернетом. Нужная информация озвучивается и распечатывается на особом принтере опять-таки «по Брайлю».

Необычны учебные пособия. Например, глобусы в кабинете географии – рельефные и названия океанов и материков тоже выбиты точками. Рельефны и географические карты. Даже мячи в спортзале – и те с секретом. Они звучащие. Ученики во время тренировок ориентируются по звуку и играют в мяч точно так же, как здоровые сверстники.

В вестибюле школы висит необычная карта метро. Объемная, которую можно «прочитать» руками. Линии метро выполнены рельефными лентами (каждая линия – со своим рельефом), станции – точки. В школе обу­чают практическим навыкам жизни в мегаполисе. Дети учатся ездить в общественном транспорте, ходить в музей, театр, кафе. Еще их учат готовить. Что дело непростое. Надо на ощупь уметь картошку хорошо почистить, хлеб и овощи нарезать. Да вот попробуйте, закрыв глаза, налить воду до краев стакана. Прольете обязательно. А учащиеся школы – нет. Ориентируются по звуку льющейся воды: он разный в зависимости от того, насколько наполнен стакан.

Поют и пляшут

В школе сейчас учатся 350 детей. И если раньше принимали только ребят из Северо-Западного региона, то теперь при наличии мест берут из других краев и областей. Даже с Сахалина и из Москвы сюда приезжают.

Почему? Потому что школа дает качественное основное обучение. Через четыре года она будет отмечать 140-летие! Здесь точно так же сдают ЕГЭ (и начали сдавать с применением шрифта Брайля первыми в России), причем баллы по ЕГЭ в среднем даже выше, чем в целом по обычным школам. Потому что обучение фактически индивидуальное, классы по 9 – 10 (для слепых), по 12 – 13 (для слабовидящих) учеников, а на уроках английского языка класс еще и пополам делится.

Вообще английский, как пояснила Марина Артамонова, замдиректора школы-интерната, здесь в большом почете, ведь школа участвует в нескольких международных проектах. Ученики ездят по обмену, например, в Германию, тоже в школу для слепых. Так что без иностранного не обойдешься.

А еще здесь простор для получения дополнительного образования. Пред­лагаются девятнадцать различных кружков. Есть и театральный, и хореография, и студия звукозаписи, и гончарное дело, и вокально-инструментальный ансамбль, и киноклуб. Да, слепые не видят картину, но они ее слышат: ну как бы мы «смотрели» фильм на кухне, готовя у плиты и повернувшись к экрану спиной. Есть и музыкальная школа. Ноты учат записывать опять-таки «по Брайлю». Можно учиться играть на скрипке, можно на фортепиано, можно на хоровом отделении. Например, певица Диана Гурцкая назвала нашу школу самой лучшей.

Свои в большом мире

– Наши ребята совсем не похожи на людей, которые достойны лишь жалости. Нет. Они полноправные члены общества, а чуткости и силе воли мы, зрячие, еще можем у них поучиться, – говорит Марина Артамонова.

Большая часть выпускников поступают в вузы. Среди оставшихся очень популярна профессия массажиста (этим навыкам здесь серьезно обучают в течение последних трех школьных лет), и ребята идут в медицинский колледж. Очень востребовано и му­зыкальное направление, некоторые выбирают музыкальное училище для слепых в Курске. Обучают в школе и азам радиожур­налистики.

Из вузов очень востребован Педагогический университет. Но ребята идут и в другие высшие учебные заведения, желая стать математиками, экономистами, юристами. Что же касается педагогики, то кто-то, окончив вуз, возвращается в родную школу – уже преподавателем. Например, учителем биологии стала Екатерина Хохунова, русского языка и литературы – Наталья Дорогова, математики – Александр Афанасьев. И этот список можно продолжать.

Стоит ли удивляться, что с 2018 года школа становится федеральным ресурсным центром, в который будут приезжать учиться педагоги со всей страны?


Фото Сергея НИКОЛАЕВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here