Валерия СУРКОВА, единственная участница в конкурсной программе фестиваля от России, рассказала о съемках своей картины «Язычники» 

Фильм рассказывает историю о семье: в квартире после приезда в гости набожной бабушки из глубинки между членами семьи разыгрывается драма, замешенная на подспудной вере в чудо; развивается несчастная любовная история девочки, опустошенной и сопротивляющейся семейному сумасшествию.

– Валерия, почему вы решили стать режиссером?
– Сначала я окончила актерский факультет во МХАТе, несколько лет проработала в театре, снималась в сериалах. Потом пошла учиться на режиссера. Меня увлекла эта профессия. Фильм «Языч­ники» – мой дебют.

– Какие моменты съемок вам особенно запомнились?
– Я запомнила все. Конечно, волновалась, потому что не знала, чего ожидать. Вдруг фильм не состоится? Была масса причин для волнений. Средств у нас было не много, и каждый съемочный день запомнился. Приходилось много импровизировать. Мы решили использовать прием, который можно назвать, как документально-игровой. Мы просто брали актеров, шли на улицу и приступали к работе. Артисты оказывались в условиях реальной жизни. Например, нужно было снять сцену, когда одна из героинь фильма проходит обряд крещения. Стояла зима, и актрисе пришлось окунаться в прорубь. А поскольку мы не имели возможности подготовить все необходимое – оборудовать прорубь, собрать массовку, мы присоединились к реальному обряду. Также были интересные моменты с музыкой. Мы нашли темы для фильма, которые раскрыли нашу историю совершенно по-новому. Мы не имели возможности строить декорации, поэтому съемки проходили в реальной квартире обычного жилого дома. Жесткий график, безусловно, прибавил нервотрепки всем. Актерам часто приходилось совмещать работу в театре и на съемочной площадке. Так и получалось: днем они играли на съемках, а вечером – в спектакле. Впрочем, все это создало нужный эмоциональный фон, необходимый для общего накала действия по нашему сюжету. Наш фильм – экранизация пьесы молодого и очень талантливого драматурга Анны Яб­ло­нской. Ее жизнь сложилась трагически – она погибла в 2011 году при взрыве в аэропорту Домодедово. Ее пьесы идут в наших театрах, и многие актеры, которых мы пригласили на роли, уже играли героев произведений Ани, поэтому они знали своих персонажей.

– И это обстоятельно по­могало им?
– И да и нет. На самом деле перед актерами встала очень непростая задача. В фильме я требовала от них совершенно иное, чем то, к чему они привыкли в театре. И в первые дни это добавило им переживаний. Приходилось очень много менять и в себе и в пьесе.

– Актеры показали себя с новой стороны?
– Для многих съемки в фильме, как и для меня, стали дебютом в кино. Они, как и я, не знали, как будут работать на съемочной площадке. И они не подвели. Оказалось, что мы можем отлично существовать и в театре и в кино. Наверное, из актеров, чей образ поменялся и больше раскрылся в кино, – это Татьяна Владимирова, замечательная театральная актриса, исполнительница главной роли в нашем фильме – бабушки Натальи. В кино у нее появились новые черты, образ стал интереснее. Также, на мой взгляд, в фильме нам удалось больше раскрыть, чем в театре, образ соседа семьи – Боцмана в исполнении Дми­трия Урусова.

– Сценарий фильма отличается от пьесы?
– Я старалась максимально сохранить текст Анны Яблонской. Если мы что-то и дополняли, то это эпизоды, мы хотели раскрыть их полнее и шире. Я добавила несколько небольших сцен, которые мне показались важными для фильма. Надеюсь, автор пьесы нас бы одобрила.

– Что вы ожидаете от фестиваля «Начало»?
– Мне бы хотелось, чтобы фильм хорошо приняли петербуржцы. На предыдущие наши показы зрители реагировали очень хорошо. Не было случаев, чтобы кто-то уходил из зала. И очень хотелось бы, чтобы состоялось интересное обсуждение после просмотра фильма.

Киноперсоны

Творческая встреча с Адабашьяном

Александр Адабашьян – человек уникальный. Художник по образованию, он стал настоящим человеком кино. Его прекрасно знают как актера. Каждое появление Адабашьяна в кадре, даже на несколько секунд, никогда не остается незамеченным, а небольшие роли в кино принесли ему не меньшую популярность, чем кому-то главные. Среди его режиссерских работ – тонкий и лиричный фильм «Мадо, до востребования», номинированный на «Сезар». По его сценариям поставлены «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Очи черные», «Солнечный удар», «Собачий рай», «Рецепт его молодости» и десятки других любимых зрителями картин. Встреча состоится 21 ноября в 15.00 в киноцентре «Ленфильм» (Каменноостровский пр., 10).

Ретроспектива «Кармалита»

Светлана Кармалита – автор всего девяти сценариев. Но еще при жизни она стала классиком отечественного и мирового кино. Нередко соавтором ее сценариев выступал ее супруг – Алексей Герман. Их совместная работа практически не разделима на составляющие, которые позволили бы определить, что идет от одного автора, а что – от другого. Никаких швов… Сценарист – это прежде всего сочинитель, но особый, чувствующий киноритм. Этим искусством Светлана Кармалита владела в совершенстве.

Организаторы фестиваля предлагают своим гостям ретроспективу нескольких фильмов учеников Светланы Кармалиты и Алексея Германа.

Показы пройдут в киноцентре «Ленфильм».


Артемий АГРАФЕНИН, фото предоставлены пресс-службой «Ленфильма»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here