Александр ПРОШКИН: «Я очень надеюсь на молодежь»

68

Председателем кинофестиваля в этом году стал выдающийся режиссер лауреат Госу­дарственной премии СССР, народный артист России Александр Прошкин.

Александр Анатольевич – ленинградец, свой путь в искусстве начинал в Театре Комедии под руководством Николая Акимова. А в конце 1960-х, закончив Высшие режиссерские курсы при Гостелерадио СССР, много лет работал режиссером в Главной редакции литературно-драматических программ Центрального телевидения, а затем в телеобъединении «Экран».

Александра Прошкина можно назвать пионером отечественного телевизионного кино. Еще когда у многих дома и телевизора не было, он начал снимать телесериалы. Огромным успехом пользовался его восьмисерийный фильм «Ольга Сергеевна» с Татьяной Дорониной в главной роли.

С этого момента все его картины пользовались заслуженной любовью зрителей. И «Опасный возраст» с Алисой Фрейндлих и Юозасом Будрайтисом. И историко-биографический сериал «Михайло Ломоносов». И телесериал «Николай Вавилов» о трагической судьбе гениального ученого. И детектив «Инспектор Гулл».

В золотой фонд отечественного кино вошел фильм Александра Прошкина «Холодное лето пятьдесят третьего…» с Анатолием Папановым и Валерием Приемыховым в главных ролях…

– Александр Анатольевич, что вы ждете от фестиваля «Начало»?
– Прежде всего, конечно, открытий – новых имен, новых идей, новых взглядов. Сам формат фестиваля дебютного кино вселяет уверенность, что мы, члены жюри, и зрители вправе рассчитывать на это. Дебют в искусстве – шаг очень ответственный. И конечно, молодые режиссеры должны понимать, что об их дальнейшем творчестве во многом будут судить по старту. Поэтому хотелось бы пожелать и участникам конкурса, и авторам, чьи фильмы будут показаны в рамках программ «Начала», удачи. Сегодняшние новички имеют шанс создать новое кино XXI века.

– Как вы оцениваете сегодняшнее отечественное кино?
– Мы много говорим о коммерциализации кинопроцесса. Даже термин «киноиндустрия» больше свидетельствует о каком-то конвейерном производстве, нежели искусстве. Но катастрофические изменения произошли прежде всего не с кино, а со зрителями. Изменилась функция кино. В 1980 – 1990-е кино было отдушиной, фильмы помогали зрителю в поиске нравственного выбора, истинных духовных ценностей. Кино должно нести послание к своему поколению. Его главная задача – уловить настроение. Ведь когда мы снимали «Холодное лето пятьдесят третьего…», мы хотели рассказать не только про 1953 год, а про надежду, которая у нас всех появилась во второй половине восьмидесятых. Исторического кино не бывает. Любой фильм – о нас сегодняшних. И я всегда думал об этом. И когда снимал «Русский бунт» о пугачевском восстании, и фильм «Увидеть Париж и умереть» о временах брежневского застоя…

Сегодня кино все больше превращается в шоу-бизнес. Не душевное сопереживание героев привлекает в кинотеатры, а эффектные зрелища. За свои 500 рублей, которые зритель заплатил за билет, он хочет, чтобы время фильма было насыщено впечатлениями. Не мыслями и чувствами, а спецэффектами и развлечениями. Пока поп-культура победила.

Все это, конечно, печально. Сейчас ориентация взята на непритязательного зрителя. Все плюются, но смотрят. И уже привыкли видеть то, что видели не раз. У искусства «увели» целое поколение. Аудитория не нуждается в диалоге. Общество спит.

Между тем кино живо там, где есть потребность в подлинном и страстном диалоге, заинтересованность в будущем. Посмотрите, какие потрясающие успехи демонстрирует кино Южной Кореи и в целом Юго-Восточной Азии. У нас мы наблюдаем феномен национального кино. Например, какие великолепные фильмы сейчас снимают в Якутии. И понятно почему. Их миллион на огромном пространстве с суровым климатом. И они думают о своем будущем – как выживать, куда развиваться. Каждая жизнь просматривается, каждая жизнь ценна, с ее проблемами и неповторимым характером.

Кино должно затрагивать тончайшие человеческие переживания. Оно должно будоражить, заставлять переживать острые и сильные впечатления. И я очень надеюсь на молодежь. Если произойдет подлинный взрыв и новый кинобум, то он будет связан с молодым поколением, у которого еще совсем нет опыта конформизма.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here