Заплати и слушай

83

Россиян приучают к платному контенту в Интернете

С октября этого года социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники» установили лимит на бесплатное прослушивание музыки – 60 минут в день. Это решение вызвало негодование у пользователей Интернета, привыкших получать свободный доступ к аудиозаписям.

Пиратство вне закона

Первый звоночек прозвенел еще в конце апреля этого года, когда в социальных сетях появилась аудиореклама во время прослушивания треков. Чтобы ее отключить, посетителю необходимо было оформить платную подписку в размере 149 рублей в месяц. Но даже если человек не платил, он имел бесплатный доступ к аудиозаписям – лишь иногда ему приходилось слушать рекламу.

Теперь все изменилось. Во многом из-за того, что компания Mail.Ru Group, обладающая правами на данные сервисы, подписала партнерские соглашения с такими известными мировыми лейблами, как Universal Music Group, Warner Music Group, Sony Music Entertainment, Merlin Network, и другими. В Mail.Ru Group убеждены, что введение обязательной платной подписки поможет соблюдать авторские права.

– У каждого произведения, хотим мы того или нет, есть правообладатель. В каких-то случаях это сам автор, в каких-то – владельцы исключительного права на произведение (как правило, это некие организации), – рассуждает юрист Юрий Баринов. – Автор чаще всего безвозмездно передает этим самым организациям исключительное право на свое произведение, и они зарабатывают на этом. Каждый раз, слушая такую музыку, мы как бы невольно запускаем руку в карман к компаниям и одно­временно в карман автора. Но пока за прослушивание пиратских произведений в личных целях (к примеру, дома на кухне) ответственность не установлена. Но если я открою кафе и начну этой пиратской музыкой заманивать посетителей и сам буду извлекать прибыль, без согласия правообладателя, то тут уже ко мне возникнут справедливые вопросы.

В 2010-х социальная сеть «ВКонтакте» несколько лет считалась главным «пиратским» ресурсом в России. Затем производители фильмов и музыкальные бренды возмутились, поскольку никто не управлял процессом выкладывания контента на платформу. В 2014 году, после перехода акций к холдингу Mail.Ru Group, началась активная проверка медиафайлов.

– Музыкой и фильмами социальные сети привлекают аудиторию. В результате повышается посещаемость ресурса и, следовательно, увеличивается их выручка от продажи рекламы, – продолжает Баринов. – Вполне естественно, что в один прекрасный момент у обладателей исключительных прав на музыкальные произведения возникли материальные претензии к владельцам социальных сетей.

Альтернатива всегда есть

«ВКонтакте» ввели конкурентоспособную цену на платную подписку. Возьмем, к примеру, два крупных сервиса для прослушивания музыки. Недавно на «Яндекс.Музыка» повысили стоимость месячной подписки для владельцев «яблочных» устройств до 299 рублей. В этом отношении таким пользователям выгоднее использовать сервис Apple Music – 169 рублей в месяц. Однако преимущество «ВКонтакте» заключается в том, что здесь собрано музыки гораздо больше, чем на любых других сервисах в мире.

– Тут уже многое зависит от вкусов человека, – размышляет солист группы Mable`s Broadway Юрий Кузьменков. – Если он зачастую слушает только определенных исполнителей, то ему, конечно, проще оформить подписку на Apple Music. «ВКонтакте» же – универсальный инструмент для меломанов, за ежемесячную подписку слушателю будет доступна огромная база музыки.

Стоит оговориться: сами музыканты почти не получают прибыли с данных подписок. Дело в том, что владельцы сервисов прописывают жесткие условия соглашений. Компа-ния вкладывается в артиста и затем планирует получить выгоду. Достигается это не только за счет процентов, полученных с концертов, но и с помощью размещения записей на различных интернет-платформах.

Но это вовсе не значит, что для музыкантов не важно их присутствие в таких сервисах. Во-первых, артисты могут отследить статистику: насколько люди готовы платить за их творчество. Во-вторых, появление на различных площадках позволяет, в частности, начинающим музыкантам получить необходимое пиар-продвижение.

– Я занимаюсь музыкой в первую очередь потому, что люблю ее. Но не стоит забывать, что музыка – это вещь, создание которой требует огромного количества ресурсов, поэтому без денег никак не обойтись, – продолжает Юрий Кузьменков. – Но для большинства людей медиаконтент всегда был бесплатным, и таким резким переменам многие, естественно, не обрадуются, будут искать способы обхода ограничений.

Тем не менее постепенно россияне привыкают к оплате творческих произведений. Во многом потому, что блокиру­ются «торренты» и иные «пиратские» сайты. Одновременно набирают популярность не только платные музыкальные сервисы, но и онлайн-киноте­атры и онлайн-книги, за ознакомление с которыми также взимается плата.

– Мы и так уже платим за авторские права. К примеру, покупая простую флешку (карту памяти), мы платим небольшой авторский сбор, так как в дальнейшем многие из нас будут использовать ее в своих гаджетах как раз для прослушивания музыки, – заключает Баринов. – Многие из нас даже не догадываются об этом. Думаю, в дальнейшем нечто подобное произойдет и с социальными сетями, но в каком окончательном варианте «музыкохранилище» будет представлено – пока неизвестно.


Никита ЩЕРБАКОВ, фото ИНТЕРПРЕСС

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here