В театре «Мастерская» готовят премьеру «Мастер и Маргарита»

Поставить один из величайших романов ХХ века со студентами четвертого курса РГИСИ задумал художественный руководитель театра «Мастерская» Григорий Козлов. Его нынешние студийцы не испугались – наоборот, вдохновились и со всем своим юношеским задором ринулись пробовать, выдавая идеи в неимоверном количестве. Этот спектакль разделен на два вечера. В «Мастерской» нас ждет остроумное «представление неоконченного романа в 4 действиях, 2 спектаклях, 155 персонажах и 28 исполнителях». Офи­циальная премьера 19 и 20 октября явит собою четыре самостоятельные части теат­рального «двухтомника»: это «Ваня Бездомный», «Мастер», «Москва и нечистая сила» и «Маргарита».

В связи с этой постановкой интересно поверять алгеброй гармонию, особенно если попытаться разобраться, сколько же здесь актерских составов (список действующих лиц и исполнителей занимает две стороны листа формата А4). Музыкальный оформитель Владимир Бычковский подсчитал, что провел на репетициях 14 суток плюс 8 прогонов (четыре раза по два) – смотрел, слушал и подбирал звукоряд для общего хронометража в 7 часов 40 минут. «Намеком, как мини-цитата, у нас звучит музыка из фильма Юрия Кары 1993 года, написанная Альфредом Шнитке, – рассказывает он. – Композитор-полифонист одинаково свободно владел языком как классической, так и современной музыки и переиначивал известные треки – например, «Болеро» Равеля для бала Воланда. Второй заявленный автор музыки к спектаклю – Антон Горчаков, который на данном этапе играет Иешуа Га-Ноцри, а в других составах – М. А. Булгакова, литератора Массолита, Эдуарда Раз­несенского, нищего на реке и музыканта оркестра. На курсе вообще все ребята поющие и музицирующие. Они звучат здесь и живьем, и в записи. К основной партитуре мы добавили стилеобразующей фактуры, чтобы сценическая версия романа обогатилась внутренним многоголосием».

Благодаря показам стало очевидно, что ребята, еще не окончившие институт, уже способны сыграть полноценный спектакль – изобретательный, насыщенный, с многочисленными вставными номерами, смысловыми и световыми переходами, с чередой смен декораций и мизансцен. Они работают собранно, четко, почти без ошибок и остановок, на эмоциональном подъеме. Такое даже для взрослых профессиональных актеров сложновато, а для студентов и вовсе кажется немыслимым. Впрочем, все ученики Козлова – талантливые универсалы, обладающие широким диапазоном возможностей, воспитанные в разных направлениях: пластическом, вокальном, литературном, художественном, режиссерском…

Мастер смотрит прогон, по традиции стоя в левом проходе зрительного зала. Педагоги курса и члены постановочной бригады рассредотачиваются по залу и подбадривают молодежь громкими и непосредственными реакциями: дают актерскую и режиссерскую оценку. В перерыве я хочу расспросить о том или ином будущем артисте, однако нарываюсь на мягкий, но категоричный отказ: в этом театре не принято никого выделять. «Мы будем говорить только обо всех сразу, – лукаво улыбается Козлов. – Наш спектакль – наше общее достижение».

«Все сразу» начали репетировать «Мастера и Маргариту» три года назад, на первом курсе, и продолжают до сих пор – параллельно с чеховским «Платоновым», шекспировскими «Бесплодными усилиями любви» и вампиловским «Прошлым летом в Чулимске». Булгаков идет лейтмотивом, рожденным из учебных этюдов и так называемых «зачинов».

Сейчас активно репетируют в театре: на сцене, параметры которой совпадают с площадью учебной студии, в гримерках, в коридорах закулисья, в кабинете худрука, в буфете… Даже после двухдневного прогона, в десятом часу вечера, студийцы все никак не угомонятся: то поддержку танцевальную еще раз пройдут, то кинутся искать с фонариками закатившийся куда-то мелкий реквизит. Тем временем монтировщики разбирают декорации и опускают штанкеты, чтобы отвязать задник и 16 занавесов, привычно покрикивая: «Головы берегите!» А мастер ласково просит своих учеников «не терять обретенную сегодня легкость» и советует хорошенько выспаться, ибо завтра всех ждет обстоятельный «разбор полетов».


Мария КИНГИСЕПП, фото Маргариты МИРОНОВОЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here