Из-за проблем компании «ВИМ-авиа» сотни пассажиров ждут помощи

Проблемы авиакомпании «ВИМ-авиа», внезапно остановившей свою деятельность, коснулись и пассажиров из Петербурга. Между тем «ВИМ-авиа» до этого занимала 10-е место по числу перевозимых пассажиров.

Около двух с половиной тысяч туристов, которые должны были вернуться с отдыха в город на Неве рейсами «ВИМ-авиа», сейчас загорают в Турции и Китае. По данным председателя городского комитета по развитию туризма Андрея Мушкарева, все они размещены в оте­лях.

Только вчера из Пулкова было отменено четыре рейса компании. Всем иногородним пассажирам предоставили горячее питание и гостиницу, петер­буржцы же, получив извещение об отмене рейса, следили за данными через Интернет.

Тем не менее в Петербурге все равно создан оперативный штаб, который курирует скорейшую эвакуацию туристов, в билетах которых пунктом назначения является аэропорт Пулково.

Одновременно с пассажирами «ВИМ-авиа» работают и представители правоохранительных структур, в частности, прямо в аэропорту Пулково заявления принимают сотрудники транспортной прокуратуры. По состоянию на 26 сентября известно о заявлениях более чем от 100 авиапассажиров.

А 23 сентября все началось как привычная задержка рейса. Но когда в десятке авиагаваней графы табло, в которых перевозчиком значилась компания «ВИМ-авиа», покраснели – «вылет отменен», – стало понятно, что это всерьез и надолго.

На тот момент задерживалось 19 рейсов авиакомпании: с вечера 22 сентября были отложены внутренние полеты – в Симферополь, Магадан, Петербург, Благовещенск, Со­чи, Краснодар, а также меж­дународные – в  Дубай, Эн­фиду, Льеж, Анталью, Са­лоники, Римини, Ереван. Аэропорт Домодедово, которому компания задолжала около 500 млн рублей, временно отказался обслуживать самолеты «ВИМ-авиа». Восстановилось обслуживание только после гарантийного письма от «Татнефти».

25 сентября «ВИМ-авиа» наконец признала свое тяжелое финансовое положение, представители фирмы заявили: «Мы вынуждены констатировать, что в авиакомпании сложилась тяжелая экономическая ситуация. Закон­чились оборотные средства, финансирование заморожено, и приостановлено обслуживание в аэропортах».

Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту мошенничества в особо крупном размере: объем долгов компании очень велик – только аэропортам около миллиарда рублей. При этом могут пострадать около 100 тысяч туристов, среди которых и застрявшие в аэропортах заморских стран, и ожидающие рейса в родных городах, и те, кто просто купил билеты заранее.

Что же будет с «зависшими» билетами «ВИМ-авиа»? На сегодня Росавиация договорилась с российскими авиа­компаниями, которые будут возить пассажиров по уже проданным билетам, – за это в 2018 году они получат компенсацию из федерального бюджета в размере 200 миллионов рублей. За вывоз пассажиров чартерных рейсов «ВИМ-авиа» из-за рубежа им обещана компенсация, которую будут закрывать за счет внебюджетных средств. Внутренние рейсы за «ВИМ-авиа» будут осуществлять «Уральские авиалинии», «Ай­Флай», «Ред Вингс», «Норд­Стар», «ИКАР», «Северный ветер» и «Якутия».

Росавиация также сообщает, что часть туристов из-за границы помогают вернуть иностранные компании. Так, авиакомпания «Роял­Флайт» 26 сентября выполнила рейсы из Антальи в Москву и в обратном направлении, перевезя 545 пассажиров. Авиа­компания «Азур­Эйр» отправила из Антальи в Москву 235 пассажиров и обратным рейсом – 160 пассажиров. Греческая авиакомпания «Ellin Air» заявила о готовности осуществлять за свой счет перевозки пассажиров чартерных рейсов «ВИМ-авиа». Все это при том, что компанией распродано 196 тысяч билетов до конца октября.

Комментарий

Как же компания, входящая в десятку ведущих перевозчиков, так громко и глобально «осыпалась»?

– Они набрали себе слишком много работы! – утверждает Виктор Горбачев, генеральный директор Ассоциации гражданской авиации России и стран СНГ «Аэропорт», член общественного совета Ространснадзора.

Началось с того, что взятые в аренду самолеты по требованию лизинговых компаний должны были проходить техобслуживание на собственных предприятиях прокатчиков – например, в Дубае.

– Малейшая задержка самолета на ТО, на один-два дня,  – и все, сбой идет на десятки рейсов, – поясняет Горбачев. – Таким образом, проблемы накапливались.

Как же с финансовой частью? По мнению нашего эксперта, для того, чтобы, используя те же маршруты, что и «Аэрофлот», «Сибирь», «ЮтЭйр», оттянуть на себя пассажиров, компания активно демпинговала на рынке.

– Помните «Трансаэро»? История повторяется один в один! – подчеркивает Виктор Иванович. – Они тоже демпинговали и, задолжав всем миллиарды, обвалились.

Но на этом компания не остановилась – была запущена чартерная программа.

– Запустив чартеры, «ВИМ-авиа» подписала себе приговор. А ведь уже на тот момент она не справлялась со своей основной программой полетов по России. Да, они выиграли тендер у туроператоров, оказавшись дешевле других. Только вот качество своего «победителя» туроператоры не проверили, повелись на дешевизну, – считает Виктор Горбачев.

В итоге перевозчик погряз в невыполненных обязательствах, пытаясь возить много и дешево, вытягивая количеством перевезенных пассажиров, но то ли из-за прохладного лета, то ли из-за кризиса система не сработала – в «хлебный» сезон заработать не удалось. Результатом стало долговое пике.

– У нас есть центральная диспетчерская служба, отслеживающая расписание. По чартерной же программе отчетов нет, – рассказал Виктор Горбачев. – Отсутствие надзора за чартерами – большая недоработка!

Как же была допущена подобная ситуация руководством компании? Ведь глубина продажи билетов достигает полугода, и, стало быть, у предпринимателей деньги были. Проели? Эксперт такую возможность не исключает, хотя и допускает, что частично средства «подтаяли» на конвертации валют – ведь обслуживание и оплата лизинга самолетов происходит за рубежом, за валюту. Но также он и не исключает вывод средств в офшоры, ведь, по сути, у этой компании собственности никакой и нет: самолеты – лизинг, технические службы отсутствуют, здания тоже в аренде.

– Удивляет другое: почему наши регуляторы не обратили внимания на погрязшую в долгах компанию? Где было Министерство транспорта, где была Росавиация, Ространснадзор? Антимонопольная служба, да и прокуратура? Ведь компания «хандрила» уже в течение года. Конечно, с точки зрения сегодняшнего законодательства регуляторы напрямую не могут «лезть» к частной компании, – поясняет ход своих мыслей Горбачев. – Но тогда надо внести изменения в положения, где бы значилось, что они чуть ли не персонально отвечают за компании.

Есть и другая проблема: трудоустройство работников, потерявших место. После краха «Трансаэро» 10 000 человек остались не у дел. С большим трудом летный состав был распределен между ведущими российскими перевозчиками, некоторые оказались даже за Уралом. Сейчас же, в случае полного краха «ВИМ-авиа», без работы останутся 3000 человек, их дальнейшая судьба – под вопросом.

P. S.

По состоянию на 13 часов 27 сентября отменены рейсы «ВИМ-авиа» из Пулкова: шесть – на вылет, семь – на прилет.


Фото Лидии ВЕРЕЩАГИНОЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here