В Петербурге растет интерес к маячному делу

Северная столица недаром носит звание морской. Здесь проектируют и строят новые корабли, проводят на воде грандиозные парады и праздники, а еще – рассказывают о маяках, без которых невозможно представить морскую жизнь. И хотя на дворе XXI век, они не теряют своей значимости. Наш город один из немногих, где по светящим башням возят специальные экскурсии, а в Кронштадте недавно открылся первый в России Музей маячной службы. Корреспонденты «Вечёрки» окунулись в мир маяков вместе с проектом «Нам Светло».

Цвет и свет

– Цвет маяка зависит от того, где он находится. Нужно, чтобы башня максимально контрастировала с окружающей средой. Например, среди зеленой растительности ее красят в белый или оранжевый цвет. На фоне неба – в красный или черный, – рассказывает гид проекта Настя Макарова. За ее спиной в окружении листвы и облаков возвышается полосатый красно-белый маяк Стирсуд­ден, недавно заново окрашенный по всем правилам.

Маяк расположился на одноименном мысе, на северном берегу Финского залива. Его каменный предшественник был построен на этом месте в 1871 году. После революции мыс вместе с маяком перешел Финляндии. Во время Зимней войны, в 1939 году, отступающие финны отдали смотрителю приказ взорвать маяк. Но поскольку освещение этой точки было очень важным, на протяжении Великой Отечест­венной здесь зажигали временные огни, а в 50-е годы построили новую железобетонную башню, стоящую до сих пор.

Стирсудден – действующий маяк, здесь живет несколько семей смотрителей. Посе­тители могут любоваться башней только со стороны. Вход на территорию запрещен, потому что все маяки России – режимные объекты и принадлежат Министерству обороны.

– Видите, фонарное помещение наверху обнесено сеткой. Это защита от птиц – они могут врезаться в стекло, поскольку слепнут от яркого света, – продолжает Настя. – А еще рядом с фонарным помещением, на балконе, расположен маленький фонарь – это дублер. У каждой башни своя световая характеристика, свой код, по которому ночью моряки могут безошибочно определить, какой именно маяк они видят. Например, три коротких проблеска и несколько секунд темноты. Внутри одной акватории они не повторяются. И если основной фонарь по какой-то причине выходит из строя, зажигается резервный, имеющий тот же код.

Побывать на действующем маяке в России удается лишь смотрителям да военным, однако увидеть вблизи, как он устроен, теперь могут все желающие. Летом в отреставрированных казармах форта «Константин» открылся Музей маячной службы – первый в нашей стране. Сейчас в залах собрано более 70 экспонатов: миниатюрные копии маяков, линзы, горелки, фонари, лампы и другое навигационное оборудование. Есть среди них и настоящие раритеты, например огромная старинная линза, весом в несколько тонн, – первая линза Френеля в нашей стране. Ее изготовили англичане для маяка Сескар в 1857 году. Там она прослужила более ста лет, и просто чудо, что уцелела.

Маяки – в массы

Путешествия «Нам Светло» зародились три года назад. Ребята водят экскурсии по маякам северного и южного берегов залива, устраивают водные прогулки по акватории Кронштадта, бывают и на Ладоге. Во время этих поездок можно не только насладиться загородной прогулкой, но и с головой погрузиться в историю маяков России и всего мира. Например, узнать, какое отношение к ним имеет автор «Острова сокровищ», который из кронштадтских маяков «пьян», почему некоторые башни именовали «адом», а другие «раем», какова была роль Осиновецкого маяка для блокады Ленинграда и многое другое.

– Какова цель нашего проекта? – задается вопросом Настя. – Для меня в первую очередь – просветительская. Мне кажется, что чем больше мы рассказываем о маяках и показываем их, тем лучше и уважительнее отношение к этим морским святыням. У нас почему-то воспринимают маяки больше как военные объекты, но ведь это исторические памятники, часть морского и культурного наследия, кладезь историй о людях, которые их строили, обслуживали… Мы стараемся сделать все, чтобы изменить это отношение, нарастить, так сказать, информационный ком. Успехи есть: этим летом открылся первый музей маяков, мы начали издавать журнал «Маячные истории», в прошлом году организовали павильон на Морском фестивале – было очень много посетителей. Скорее всего, будем участвовать в создании маячной выставки в Военно-морском музее следующей весной.

Помимо экскурсий по самим маякам, у нас есть еще смешанные форматы –  например, пленэры, когда участники под руководством художника рисуют маяк с натуры. Или «квартирники» у маяка, когда люди слушают живую музыку на природе, в красивом месте, – там это совсем иначе воспринимается, нежели в помещении.

А прошлой весной мы с группой на 6 дней ездили в Хорватию, где 12 действующих маяков превращены в отели. Мы жили на самом старинном из них – Савудрии. Невероятно красивое место! Когда ты стоишь ночью под башней, а над головой беззвучно вращаются лучи, пробегая через весь горизонт, очень легко представить себе, что ты – смотритель, что где-то там плывут корабли и, видя луч твоего маяка, приветствуют его, как старого друга. Потому что пока маяк горит, они в безопасности.

Подобные заграничные поездки будем обязательно повторять. В Европе и Америке совсем другое отношение к маякам. В Прибалтике, Финляндии есть башни, на которые можно подняться, работают музеи, в Польше, например, открыт целый парк с маке­-тами маяков.

А вот зимой экскурсий по Леноблас­ти как таковых не будет. Трудно угадать с погодой, а в снегопад маяка может быть просто не видно. Так что в холодное время собираемся проводить другие встречи – маячные вечера или лекции. 


Фото Сергея НИКОЛАЕВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here