Знаменитый «дом с башенкой» на Пяти углах освободили от рекламы – похоже, это верстовой столб на пути к свободному от рекламных конструкций историческому центру Петербурга.

Долгое время рекламные конструкции были настоящей проблемой – стоит вспомнить середину 1990-х и начало 2000-х, когда исторический центр нашего города был буквально оккупирован растяжками, баннерами, рекламными тумбами. Сегодня, несомненно, произошли положительные изменения в связи со «взрослением» профильного законодательства, и их нельзя не заметить. Скажем больше: облик Петербурга продолжает меняться в лучшую сторону, избавляясь от рекламной мишуры.

Показательным можно считать произошедшее на этой неделе освобождение от вывесок доходного дома купца Иоффа, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.

По принятому ранее решению Арбитражного суда ответчик, в чьем пользовании на данный момент находится здание, нарушил охранное обязательство, заключенное с комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. В результате фирме пришлось демонтировать с фасада все конструкции, что не вписывались в законодательство.

– «Рекламная» проблема нашего центра наконец начала решаться, – отмечает зампредседателя Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Александр Кононов. – Законодательство стало жестче, и, кроме информационных табличек на исторических зданиях, теперь никакая реклама появляться не должна. Мы видим закон в действии.

Однако, по мнению Кононова, процесс очищения архитектурных памятников от рекламного загрязнения будет небыстрым – уж очень много проблемных объектов в Петербурге. Стоит учитывать, что имеют место долгосрочные контракты, заключенные еще до принятия очередной версии закона о рекламе. Например, монументальные видеоэкраны, «украшающие» крыши некоторых исторических зданий, еще какое-то время будут мозолить нам глаза – во всяком случае до истечения договоров. Между тем новые контракты не заключаются, и, более того, по словам Александра Кононова, в городском законе о границах и режимах зон охраны заложены весьма компактные габариты рекламных конструкций.

– Но обратите внимание: реклама с дома купца Иоффа была снята по решению суда, с участием судебных приставов, – предостерегает зампред ВООПИиК. – Так или иначе, собственников рекламы придется принуждать к демонтажу, ведь все это стоит немалых денег.

Неужели постоянно придется прибегать к судебным разбирательствам? Конечно, не всегда, но часто, считает наш собеседник:

– Известны случаи, когда договор на размещение рекламы истек уже несколько лет назад, а конструкция все стоит. У города же, к сожалению, на данный момент нет сил за свой счет разбирать конструкции: масштаб проблемы слишком большой – ведь нужны специалисты, которые аккуратно все демонтируют, а затем встает еще вопрос об утилизации.

Какой же должна быть реклама, не уродующая городскую среду? На этот вопрос ответил заслуженный архитектор России доцент Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета Владимир Линов:

– Во-первых, реклама должна размещаться исключительно на той части здания, где допускается ее установка. Для нашего города исторически характерно размещать рекламу в нижней части здания, на уровне первого – максимум второго этажа. Во-вторых, размер отдельных изображений или шрифтовых композиций должен быть сомасштабен размеру самого здания. Например, мультимедийные экраны на Невском проспекте несоразмерны зданиям, на крышах которых они размещены. И в-третьих, важно, чтобы цвет не выпадал из общей гаммы и яркость подсветки надписи или экрана не затмевала все вокруг.

Должна ли реклама быть выполнена, например, в историческом стиле? В этом плане архитектор не видит каких-либо ограничений: в первую очередь важно качество дизайнерской разработки.


Фото Натальи ЧАЙКИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here