Беспилотные авто избавят нас от пробок

122

В России планируют решить транспортный вопрос к 2040 году

Движение без водителей

По данным «Яндекса», в Северную столицу возвращаются так называемые постотпускные пробки: средний балл пробок утром вырос на 0,3 пункта (4,3 балла), а вечером – на 0,6 (5). Плотность заторов осенью продолжит увеличиваться: утренние пробки растут в четыре раза быстрее, чем вечерние. По этому показателю Петербург опережает Москву почти вдвое.

В рамках проекта «Земля 2050» «Лаборатория Кас­перского» подготовила пресс-релиз, в котором заявила о том, что Москва и другие крупные города России в скором времени смогут избавиться от пробок. Выход из ситуации компания видит в широком выходе на рынок беспилотных автомобилей. Получается, что через пару десятков лет человеческий фактор на дорогах может полностью исчезнуть.

– Рано или поздно полноценный автопилот появится на рынке, – считает главный редактор журнала «Движок» Илья Огородников. – Он уже давно существует в авиации и на морском транспорте. Над созданием беспилотного автомобиля трудятся все без исключения мировые автоконцерны и технологические институты мира на протяжении многих лет. Изначально это была военная концепция и технология, по которой боевая моторизированная единица (машина, БМП, танк) должна в атаку идти самостоятельно, без угрозы жизни человека. А вот главная задача автопроизводителей – отстранить человека от процесса управления для его же безопасности.

Однако некоторые специалисты полагают, что пока данная задумка выглядит утопичной. В частности, из-за большого количества препятствий в транспортном потоке мегаполисов. Неизвестно, как искусственный интеллект будет справляться с данной проблемой, поскольку пока беспилотные автомобили не в силах предугадать все возможные сценарии на дороге. Также нет ясности в том, кто понесет юридическую ответственность в случае ДТП: водитель, который передал управление, автоконцерн, выпустивший автомобиль, или разработчик программного обеспечения, написавший алгоритм автопилота.

– Дело в том, что для нормального функционирования такого транспорта нужна соответствующая инфраструктура. Как минимум – хорошие дороги, читаемые знаки и разметка, то есть минимум непредвиденных опасностей на дороге, – полагает автомобильный эксперт Михаил Баландин. – Кое-что сделать можно, но это долго и очень дорого. А чтобы понять, как будет себя вести автопилот в экстренных ситуациях, требуется такой объем испытаний, который даже представить сложно.

Требуется быстрое решение

Недавно были опубликованы исследования, в котором Россия поделила с США четвертое место в рейтинге стран с наибольшими дорожными пробками по итогам 2016 года. Оказывается, в этих странах водители провели «в очередях» по 42 часа в год. В рейтинге INRIX, посвященном топ-25 самых «загруженных» городов мира, оказался и Санкт-Петербург – 22-я позиция (53 часа, проведенных в пробке в год, – на 11 выше, чем в среднем по России).

– Сейчас власти крупных городов для борьбы с пробками используют два метода – это строительство объездных дорог, что правильно, и борьба с автомобилистами, что неправильно, – утверждает Илья Огородников. – Например, КАД и ЗСД реально улучшили ситуацию в Петербурге. А вот различные платные парковки, запреты на въезд в центр, на эксплуатацию отдельных типов машин и прочие финансово-заградительные меры только злят автовладельцев, что особенно видно по Москве. В долгосрочном периоде эти действия неэффективны, поскольку они никак не успевают за автомобилизацией населения.

Те же специалисты «Лабо­ратории Касперского» предлагают свой сценарий событий: в Москве исчезнут привычные наземные парковки, расширятся проезжие части улиц. Это позволит разгрузить дороги крупных городов к 2040 году. Но проблему необходимо решать уже сейчас – для того чтобы создать условия для технологий будущего.

– Вспомните, отчего возникают пробки. Это ремонт дорог и ДТП, – рассуждает Михаил Баландин. – То есть самый простой способ снизить напряженность на дорогах – это правильно организовать ремонт дорог, делать его быстро и качественно. Второе – повысить качество образования в автошколах, и главное – дать понять водителям, что за любое нарушение будет наказание. Иначе, к сожалению, никак.

И в строительстве нужна политика

Не так давно вышло новое постановление правительства РФ, в котором говорится, что единовременная скидка в размере 10 процентов будет предоставлена гражданам, имеющим двух или более несовершеннолетних детей, и гражданам, покупающим первый раз автомобиль в собственность. Учитывая, что в одном Петербурге за первое полугодие этого года одних легковых автомобилей было продано на 9 процентов больше, чем за аналогичный период 2016-го, тенденция не только сохранится, но и наберет новые обороты.

– Необходимо создавать рабочие места в регионах для оттока населения из центров, – рассуждает Илья Огород­ников. – Далее в самих городах нужно вести строгую политику строительства новых жилых или деловых районов города. Например, в Петербурге отрицательным примером являются Мурино и Кудрово, где в огромных районах всего один-два выезда. И конечно, необходимо масштабное строительство новых дорог и развитие общественного транспорта.


Никита ЩЕРБАКОВ, фото ИНТЕРПРЕСС

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here