«Вечёрка» побывала в рейде с инспекторами ГИМС

В конце августа на Неве произошла трагедия: молодая женщина, управляя гидроциклом, не совладала со скоростью и врезалась в бетонную набережную. Как сообщалось на сайте Северо-Западного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации, пострадавшая с телесными повреждениями различной степени тяжести была госпитализирована в больницу, где от полученных травм скончалась. По факту гибели женщины было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности смерть).

Как удалось установить уже в первые дни после трагедии, погибшая арендовала гидроцикл. При этом удостоверения, по-сухопутному – прав на управление маломерным судном, у нее не было. С вопросом, как это могло получиться, «Вечёрка» обратилась в Государственную инспекцию по маломерным судам, которая является подразделением МЧС России по Санкт-Петербургу.

Вместе с заместителем начальника ГИМС Виктором Артемьевым на катере отваливаем от причала на Крестовском острове и малым ходом идем вверх по течению Малой Невы мимо корпусов судостроительного завода «Алмаз» и под строящимся Серным мостом. Первая тема – трагическая гибель женщины на аквабайке.

– Гидроциклы – наша постоянная головная боль, – признается Виктор Владимирович и начинает ответ с пространного объяснения, без которого не обойтись. – Петербург – уникальный город-порт. Ни в одном из российских приморских городов нет такого, чтобы сошлись море, судоходная река, по которой проходит внутренний водный путь федерального значения (Нева и все Невки), и огромное количество рек и каналов, которые относятся к водам регионального подчинения. И на каждом из участков действуют свои правила, свой кодекс. Отсюда и большое количество надзирающих организаций: ГИМС, ОМОН Росгвардии, Управление на транспорте МВД России по Северо-Западному федеральному округу, комитет по транспорту в лице Агентства внешнего транспорта, прокуратура.

На воде каждый отвечает за свое. Как работает транспортная полиция, «Вечёрка» же рассказывала прошлым летом. Тогда профилактической проверке подвергались главным образом коммерческие суда, возящие туристов. У ГИМС другая сфера деятельности. Согласно последним изменениям в 36-м ФЗ, под определение «маломерное» подпадают суда, длина которых не превышает двадцати метров, а общее количество людей на борту не больше двенадцати. Есть одно «но». Если владелец судна такой вместимости и размерений занимается коммерческой деятельностью, он снимается с учета в ГИМС и перерегистрируется в другом регистре, т. е. уходит от надзора со стороны Гос­инспекции. Кроме того, из-под опеки ГИМС ушли суда массой до 200 кг и мощностью двигателя до 10 л. с. В большинстве своем – это небольшие лодки. В черте города они встречаются очень редко, поэтому особых проблем не доставляют. И все равно на учете ГИМС остаются десятки тысяч судов: зарегистрированных на частных и юридических лиц. Среди них и гидроциклы.

– Движение на них по внутренним рекам и каналам Санкт-Петербурга запрещено. – продолжает Виктор Артемьев. – Но заходят они туда регулярно. Пресекать такие нарушения очень сложно. Представьте: ограниченное водное пространство, каменные набережные, невероятно интенсивное движение судов. В таких условиях выполнять те или иные действия, связанные с задержанием и преследованием, не подвергая опасности окружающих, очень проблематично.

– В свое время ходили слухи, что на земле сотрудникам ДПС не рекомендовали преследовать мотоциклистов, поскольку это было связано с большим риском падения и получения ими травм, а то и гибели, – не удерживаюсь от небольшой провокации.

– У нас схожая ситуация, – отвечает Виктор Влади­мирович. – Нам, например, запрещено останавливать суда без явных признаков нарушения.

Одно из наиболее часто встречающихся нарушений – управление судном без удостоверения на право управления транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, отсутствие бортовых номеров. Второе – движение по судовому ходу, запретному для «маломеров».

– Видите красный буй? – показывает рукой Артемьев. – Он обозначает правую кромку судового хода. Зашло за него маломерное судно – уже нарушитель.

Но вернемся к самой больной теме: откуда столько нарушений со стороны водных байкеров? Откуда у них такой правовой нигилизм, когда человек считает себя вправе сесть за руль, не имея соответствующей подготовки и не сдав экзамена?

По мнению Виктора Артемьева, немалую негативную роль в возникновении такой ситуации сыграли прокатные фирмы. Бизнесмены сдают гидроциклы людям, которые не имеют ни прав управления, ни навыков. Они заключат договор аренды, в котором прописано, что арендатор обязуется не выходить на судовой ход и не эксплуатировать гидроцикл без права управления. Юридически они снимают с себя ответственность. Мы неоднократно обращались в соответствующие инстанции с просьбой о прекращении деятельности фирм, которые подвергают риску жизнь людей ради желания наживы. Но пока безуспешно. Правда, сейчас они приостановили свою деятельность. Ждут, чем для них закончится расследование августовской трагедии.

И действительно, за все время, которое мы провели на реке, нам встретился только один аквабайк на Малой Невке, напротив Лопухинского сада, да и тот принадлежал спортивному клубу.

Кстати, именно здесь нам встретился единственный за весь день нарушитель – шестивесельный ял поднимался нам навстречу.

– Куда он идет? – возмутился Виктор Владимирович. – Пролет предназначен для судов, идущих вниз по течению.

Катер тут разворачивается, и мы нагоняем нарушителя.

– Почему идете не в свой пролет? – раздается грозный окрик.

Стоящий за рулем тренер лишь пожимает плечами, бормоча в оправдание, что «там же пусто».

– Пусто! – кипятится Артемьев, когда мы уже трогаемся с места. – У него шесть пацанов в яле, чем думает? Был у нас случай, когда вот так судно налетело на спортивную лодку. Хорошо – не в корпус ударило, а по веслам. И все равно ребята травмы получили.

Через 10 минут рейд закончен, и мы швартуемся на базе. Первое впечатление – что все кругом тишь да гладь. Но лишь потому, что есть кому следить за порядком.

Досье

  • Патрульная служба ГИМС по Санкт-Петербургу насчитывает несколько десятков человек личного состава.
  • На вооружении – катера, моторные лодки.
  • За 2016 год выписано около 500 штрафов.
  • Основные нарушения: отсутствие бортовых номеров, нарушение правил маневрирования, требований навигационных знаков, отсутствие удостоверений на право управления, управление судном, не зарегистрированным в установленном порядке.

Фото ИНТЕРПРЕСС

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here