«Вечёрка» побывала на учениях спецназа Северо-Западного таможенного управления

Вертолет появился внезапно. Капитан судна-нарушителя понял, что попался. Отчалив от борта пришедшего из-за границы большегруза, он припустил изо всех сил, направляясь к устью реки Луга: на заливе он был как на ладони, и река оставалась единственным местом, чтобы бросить лодку и укрыться на берегу. Таков был сценарий учений региональной таможенной службы.

Маломерное судно нарушило закон: причаливание к находящимся под таможенным контролем судам загранплавания без разрешения строго запрещено. Сразу возникает подозрение о передаче на маломерное судно контрабанды – от наркотиков до оружия.

Координаты, курс и скорость нарушителя уже переданы капитанам таможенных судов, которые на полном ходу выдвинулись на перехват. Повисший на хвосте у контрабандистов Ми-8 ведет слежение, наводя таможенников на нарушителя. Шансов уйти у него не много: оснащенные двумя водометными движителями мощностью 1000 лошадиных сил каждый и развивающие максимальную скорость около 45 узлов средние таможенные суда «Иван Фомин» и ТС-532 очень быстры. Они хоть и принадлежат к разным таможням («Иван Фомин» к Выборгской, а ТС-532 к Кингисеппской), но работают совместно по программе взаимодействия. Их экипаж состоит из четырех человек, вооруженных табельными ПМ. Не прошло и пятнадцати минут, как таможенные суда, идущие «уступом», уже появились на горизонте. Расходясь в стороны, они окружают подозреваемого, подняв большую волну, что не дает катеру нарушителей не только маневрировать, но и вообще продолжать движение. Погоня окончена. Остается сопроводить задержанного в порт для досмотра.

Первый этап учений СЗТУ, направленных на отработку элементов взаимодействия при использовании водных и воздушных судов, успешно завершен.

– Конкретных случаев, подобных этому, в акватории порта Усть-Луга еще не было, – поясняет главный инспектор морского отдела СЗТУ Вла­димир Наронский. – Однако прецеденты имели место на Выборгской таможне и даже в порту Петербурга.

(Оказывается, не так давно в петербургский порт на контейнеровозе привезли 20 кг кокаина и передать его планировали в море.)

Следующий эпизод учений – незаконное перемещение товаров в пограничной зоне. Устье реки Луга условно становится пограничной зоной, в которой с сопредельной стороны методом «закладки» пытаются передать контрабанду. По словам главного инспектора, это самый распространенный тип перемещения наркотиков через границу.

Ми-8 ведет наблюдение за акваторией. Улучив момент, злоумышленник на лодке выходит на середину реки и сбрасывает пакет на поплавке – «закладка» сделана. Од­нако контрабандисту невдомек, что его засекли, – с вертолета уже передали координаты группе быстрого реагирования. Подождав, пока подозреваемый покинет зону видимости, к месту выдвигаются водолазы СОБРа. Совершив погружение и обследовав объект, они делают вывод: что-то незаконно перевозят через границу. Организована засада. С российской стороны появляется получатель груза. Подобрав «закладку», он готов скрыться, но появляются таможенные суда, окружают молодчика. Однако тот все же добирается до берега. Парня ждет пособник на машине… Казалось бы, уже ушли! Но под колеса им летит звуковая граната, пара очередей по­-верх голов: работает СОБР. Преступники «отдыхают» лицом вниз, со скрученными за спиной руками.

Третий эпизод – самый зрелищный. По легенде, поднявшихся на судно загранплавания таможенных инспекторов команда захватывает в заложники и требует беспрепятственного прохода за границу РФ. Роль судна играет пришвартованная к берегу баржа. Принимается решение о проведении операции по освобождению. К борту баржи на полном ходу подлетает ТС-532 и, резко сбрасывая скорость, «зарывается» носом в воду. С его борта на судно перепрыгивает группа захвата, отвлекая внимание террористов. Взры­вается шумовая граната. На­чинается перестрелка. Между тем над баржей зависает Ми-8, с которого по канатам высаживаются сотрудники СОБРа. Одно за другим они обследуют помещения судна, слышен треск очередей. Заложники спасены…

По завершении тренировки начальник СЗТУ Александр Гетман отметил, что таможенники постоянно чему-то учатся, поскольку контрабандисты все время придумывают новые способы незаконного перемещения грузов.

– Смоделировать ситуацию с чистого листа и показать, на что мы способны, практически невозможно, если не совершенствоваться постоянно, – подчеркнул руководитель ведомства.


Фото Сергея НИКОЛАЕВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here