К чему готовиться пассажирам метро

Тотальные досмотры всех пассажиров на четырех станциях метрополитена («Спасской», «Звенигородс­кой», «Электросиле» и «Крес­товском острове») продолжатся, срок окончания эксперимента неизвестен. Об этом «Вечёрке» сообщили в комитете по транспорту. Кроме того, проверки могут начаться и на других станциях, без предупреждения, так что горожан просят «морально подготовиться».

Станции обросли хвостами

– «Спасскую» закрыли перед моим носом, – пожаловалась «Вечёрке» жительница Петербурга Софья Елеонская. – Толпа людей оказалась заперта на станции. Одна из женщин толкала двери, чтобы выйти, но в итоге вернулась на досмотр. Вновь подходящие разворачивались и шли кто на «Сенную», кто на «Садовую», где нет дополнительной «ручной» проверки.

И все-таки пассажирам на «Спасской» еще повезло – там рядом хотя бы есть два других вестибюля. А вот на «Крестовском острове» он один, и длинный хвост желающих попасть в метро растягивают с помощью «змейки» для болельщиков. Схожая ситуация и на «Электросиле».

– Я торопилась, вышла вовремя, но, когда подошла к «Электросиле», увидела, что через всю площадь перед метро тянулась очередь на вход, она не двигалась. Выяснять обстоятельства было некогда, пришлось заказывать такси, что дорого. Когда ехала обратно, хвост на вход был такой же длинный, люди нервничали, как будут добираться с утра, – поделилась с нами другая петербурженка – Мария Башма­кова.

Возмущение горожан понятно: метро всегда было единственным предсказуемым типом городского транспорта, благодаря которому можно рассчитать время в пути с точностью до минут. После введения тотальных досмотров по соцсетям прокатилась целая волна комментариев, в основном негативных, хотя есть и «понимающие». Так, одни пишут, что «безопасность в мегаполисе стоит дорого, хотите безопасно передвигаться, терпите», другие собираются «спасаться от этой напасти велосипедом». Третьи предлагают устроить тотальные досмотры на всех станциях, чтобы произошел транспортный коллапс и «те, кто принимает такие законы, зашевелились бы».

В первой половине 2017 года работники метро с помощью досмотрового оборудования проверили свыше 7,8 млн человек и выявили почти 37 тысяч запрещенных предметов. Среди них – боевое и травматическое оружие, охотничье оружие, электрошокеры, ножи.

Повышенная чувствительность

Руководство Метрополитена, принявшее столь жесткие меры, действительно оказалось связано законом, точнее, постановлением правительства от 5 апреля 2017 года № 410 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов метрополитена».

Как сообщают в ведомстве, во избежание транспортного коллапса были выбраны станции с прилегающими вестибюлями или низким пассажиропотоком. Однако на практике очереди все равно появляются.

– Согласно постановлению идет досмотр пассажиров на наличие металлических предметов. В случае срабатывания звукового и светового индикатора металлодетектора пассажир направляется на дополнительный досмотр. В связи с тем, что у большинства есть при себе металлические предметы, его время может быть увеличено. Из-за скопления пассажиров в вестибюлях станций проводится их временное закрытие на вход, – поясняют в подземке.

Получается, необходимо отдельно досматривать абсолютно всех пассажиров, на которых среагировали рамки. При этом ручную кладь просвечивают рентгеновским аппаратом, а горожан без сумок проверяют вручную. А главная беда в том, что рамки настроены распознавать даже небольшое количество металла, поэтому стандартный карманный набор (ключи, мобильный, кошелек с мелочью) уже становится поводом для реагирования.

– В ближайшее время массовые досмотры продолжатся только на этих четырех станциях, но люди должны быть морально готовы к тому, что в любой момент они могут начаться и в других вестибюлях, – сообщила «Вечёрке» пресс-секретарь комитета по транспорту Ирина Ефимова.

Многих горожан возмутило, что Метрополитен даже не предупредил о проверках. Но как пояснила Ирина Ефимова, отчасти суть такого контроля именно в его внезапности.

Сплошной досмотр необязателен

Каких сюрпризов ждать пассажирам метро в будущем – ясно пока не до конца. Метрополитен набирает сотрудников для службы конт­роля, чтобы досмотры проходили быстрее. Возможно, удастся внести коррективы в работу рамок так, что они перестанут реагировать на мелкие предметы. Пока же горожан просят заранее готовиться к проверке и выкладывать личные вещи на стойки рядом с рамками.

– К сожалению, мы начинаем «креститься», когда случается очередная трагедия, и, вместо того чтобы последовательно заниматься вопросами безопасности, бросаемся из крайности в крайность, – рассказал «Вечёрке» председатель Общественного совета при Межрегиональном следственном управлении на транспорте СКР Сергей Груздь. – Вообще опыт сплошного досмотра пассажиров метро в мире есть, например в Китае, и там таких очередей нет. Но для этого должна быть подготовлена инфраструктура: больше рамок, лент и, конечно, сотрудников. В противном случае такие меры могут не защитить от тер­акта, а, напротив, спровоцировать его, поскольку искусственно создаются большие скопления людей на входе в метро.

По словам эксперта, законодательство не требует сплошного досмотра, речь идет лишь о выборочной проверке лиц, вызывающих подозрение. Кроме того, существует система видеонаблюдения, в том числе «интеллектуальная». Она может идентифицировать человека, выявить лиц, находящихся в розыске или выглядящих подозрительно. Умеет распознавать оставленные без присмотра предметы и сообщать об этом оператору. Сейчас такие камеры активно внедряют, в петербургском метро их уже 3200 штук.

– Только в комплексе работа техники и сотрудников может обеспечивать безопасность. Но нельзя доводить ситуацию до абсурда и превращать заботу в издевательство над пассажирами, – подытожил Сергей Груздь.


Фото Сергея НИКОЛАЕВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here