«Блокбастер» – самый, наверное, феминистский фильм последних лет

У московской телеведущей Лизы (Светлана Устинова) день, мягко говоря, не задался: мало того что на работе постоянный бардак, партнер по эфиру (Михаил Ефремов) хамит и лапает; так еще и дома у бойфренда (Александр Мо­лочников) обнаруживается некая Клавдия в одной майке. После такого, конечно, остается только отправляться в ночь, рыдая и запивая беду белым вином. Заехать в какие-то Электро­угли. Съесть там шаверму – это после семи-то вечера!

Но и тут нет покоя – соседнее отделение микрозаймов грабит какая-то сумасшедшая в балаклаве с пистолетом. Чуть позже выяснится, что сумасшедшая (Анна Чи­повс­кая) схоронилась от полиции в машине Лизы…

Вообще слово «блокбастер» означает большую бомбу, которая может сносить целые кварталы. «Блокбастер», второй фильм Романа Волобуева, кинокритика, перековавшегося в режиссеры, оказался и впрямь взрывным. Не столько благодаря сюжету, или игре, или смело выбранной тематике, или еще каким-нибудь имманентным причинам. Просто на последнем «Кинотавре» получился скандал: режиссер вышел на сцену и сказал, что убирает свою фамилию из титров.

Потому что ему не было дано право осуществить финальный монтаж. Так что все мы смотрим не волобуевскую, а продюсерскую версию. Трагикомизм этой ситуации, пожалуй, вполне вписывается в стиль самого фильма. Там тоже талантливые, остроумные люди терпят неудачи, и даже трудно сказать, по чьей конкретно вине: жизнь такая…

Лиза с новой знакомой в балаклаве, Наташей, суматошно мечется по Москве, а после и по России. Сперва в качестве заложницы, потом – подруги, неожиданно для себя и ожидаемо для зрителя. Формальная причина метаний – выкраденные из кассы деньги. Их ищет и полиция, и бандиты, и адский коллектор (Сергей Епишев), похожий на терминатора. Но это безнадежно – планы Наташи не поддаются рациональному осмыслению. Поэтому – нас не догонят, как пели другие две девушки на трассе.

Но это было давно, а из сравнительно недавнего вспоминается «Кококо» Дуни Смирновой. Там тоже интеллигентная барышня вдруг сталкивалась с хтонической и пассионарной провинциалкой, и в этом контакте вдруг становилось ясно, что же такое Россия.

Конечно, и это далеко не все аллюзии – режиссеру никуда не деть свой бэкграунд. Тут и тарантиновские уши торчат, и ридли-скоттовские, и можно вспомнить более рафинированного Дэвида Линча. У него в «Малхолланд-Драйв» точно так же колесят по ночному шоссе блондинка и брюнетка, и неясно, что там сон, а что явь.

При этом, вероятно, монтаж тому причиной – кино все-таки рассыпается на горсть обломков, мало связанных между собой. Но ужасно обаятельных. Вот блестящий выход Ефремова. Вот пара точных шуток, диалог – и абсолютно достоверно вырисовывается абсурд эпохи. Лиза с Наташей едут куда-то, будто Чичиков с Хлестаковым. «Куда бежать? Ночь, темно, Россия» – как говорит в фильме интеллигентный следователь, которого играет Евгений Цыганов.

И еще важно, что «Блокбастер» – самый, наверное, феминистский фильм последних лет. Не просто потому, что наконец на передний план выходят не герои – героини. Просто они говорят не только про мужиков. У них есть и свои интересы. Понять бы еще – какие…

Несколько лет назад дебют режиссера Волобуева – триллер «Холодный фронт» с теми же Светланой Устиновой и Александром Молочниковым – встретили холодно. Он показался формально-ироничным упражнением в жанре с какими-то отсылками и шуточками «для своих». «Блокбастер» точно так же полон более чем явных аллюзий, здесь есть нарочито сложная структура повествования, здесь та же самоирония. Но он жив и горяч и готов взорваться. Блокбастер же.

И как в фильме все-таки наступает, демонстративно подчиняясь законам жанра, неправдоподобный хеппи-энд – так и сам «Блокбастер» имеет шанс на успех, любовь и жизнь в памяти народной. Несмотря на, видимо, несоответствие изначальному замыслу. Ну а когда в России ему что-то соответствовало?..


Фото с сайта kinopoisk.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here