Непогода не повлияла на любовь петербуржцев к опере

Спектаклем «Кармен» на Парадном плацу в Царском Селе завершился международный фестиваль «Опера – всем», подаривший публике знакомство с четырьмя мировыми оперными шедеврами. Русская и немецкая сказки «Руслан и Людмила» и «Вольный стрелок» составили волшебный фон ярким средиземноморским мелодрамам «Риголетто» и «Кармен».

Оперная публика – отчасти, наверное, из античной любви к зрелищам, отчасти от искренней привязанности к музыке, – несмотря на предельную на сей раз степень непредсказуемости погоды, оказалась на удивление стойкой. По предварительным подсчетам, несмотря на сложные метеоусловия, общее число посетителей фестиваля перевалило за 28 тысяч человек.

 Оперы под открытым небом поют повсюду – на развалинах античных театров, в древних крепостях. Open-air – это модно. Одни из самых известных оперных open-air в мире – венский шлосспарк Шёнбрунн и Марсово поле у Эйфелевой башни в Париже. В России – Выборгский замок и усадьба в Коломенском под Москвой.

В целом у любых open-air есть свой стандартный набор достоинств и недостатков. Очевидный недостаток – зависимость от капризов погоды, которая в наших широтах трагически высока, а, скажем, в Италии и других странах Средиземноморья, где 300 с лишним дней в году светит солнце, не является столь фатальной. Неиз­бежным отрицательным фактором является и акустическая энтропия – растворение звука в пространстве из-за отсутствия естественных отражателей в виде стен и потолка: никогда на улице вы не добьетесь того качества звука голосов и оркестра, который достигается в современных залах, построенных с применением новейших акустических технологий.

С другой стороны, бесплатные open-air, каковым является проект «Опера – всем», хороши тем, что люди, которым не досталось стульчика в партере, могут и присесть, и прилечь, если есть солнышко и рядом травка. То есть слушать спектакль можно достаточно свободно, что и происходило, например, на «Кармен» в Царском Селе, где часть публики охотно расположилась на предоставленном ей обширном газоне.

Что касается самих постановок, меньше всего повезло «Руслану и Людмиле» (режиссер Виктор Высоцкий). Картинка получилась в стиле «серое на сером», оркестр и голоса слышны были неважно, вероятно, опять-таки из-за дождя. С «Риголетто» дело пошло уже лучше. В акустическом смысле улица Зодчего Росси (бывшая Театральная) гораздо комфортнее для пения и оркестровой игры, чем Соборная площадь Петро­павловской крепости, ибо стены, отражающие звук, имеют место, нет только потолка. Голос Риголетто (солист «Санкт-Петербургъ Опера» Кирилл Жаровин) пронизывал пространство и совершенно околдовал публику, забывшую про ненастье. Несмотря на то что молодой, но уже достаточно известный режиссер Васи­лий Заржецкий пошел путем визуального «осовременивания» сюжета, дух великого Верди был передан вполне аутентично, возможно, благодаря великолепному пению всей труппы.

«Вольный стрелок» Ве­бера, прозвучавший на поле возле Елагиноостровского дворца, был хорош уже тем, что в обозримом прошлом не ставился в Петербурге совсем. А ведь эта опера вдохновляла самого Рихарда Вагнера. Мало того, для исполнения «Вольного стрелка» был приглашен из Тюрингии «аутентичный» этой музыке дирижер Оливер Ведер. Постановка Дмитрия Отяковского оказалась по-хорошему «нафталиновой», доступной, с разговорными диалогами на русском языке.

А финальная «Кармен» в Царском Селе была подлинным триумфом и вокалистов, и оркестра «Северная симфония» под управлением Фабио Мастранджело, и постановщиков – режиссера Георгия Исаакяна и художника Юлии Гольцовой. Юлия Герцева в образе Кармен была просто головокружительно хороша и как певица, и как актриса.

Прямая речь

После спектакля нам удалось взять у Юлии ГЕРЦЕВОЙ блиц-интервью:

– Часто ли вам приходилось выступать на open-air в России и за границей?
– У меня есть опыт участия в летних фестивалях в формате open-air, но, конечно же, фестиваль «Опера – всем» стоит особняком. Он исключителен по многим показателям. За десять дней показать четыре очень сложные и большие оперы, новые постановки, сделанные в сжатые сроки, – все это дорогого стоит. И петербуржцы оценили доступность для публики такого эксклюзивного и элитарного жанра, как опера! Петербург – мой родной город, мне последние годы очень не хватает выступлений здесь. И я всегда с радостью приезжаю сюда и выступаю.

– Ваши личные впечатления от спектакля «Кармен»?
– Совершенно потрясающий Хосе, с которым я раньше не пела, – Франческо Пио Галассо, осуществилась и моя давняя мечта поработать с Фабио Мастранджело. Еще прекрасный режиссер Георгий Исаакян и замечательный хор из Ниццы, с очень красивым звуком. Вообще у меня была мечта спеть в Царском Селе, потому что наши петербургские архитектурные ансамбли обладают уникальной энергетикой.

Я уверена, что случайных людей на спектакле не было, и очень рада, что присутствовали десять тысяч зрителей. Я чувствовала такой сильный обмен энергией между нами, музыкантами, и публикой, что, кажется, именно силой мы разогнали тучи. 


Вячеслав КОЧНОВ. Фото Наталья ЧАЙКИ и предоставлено организаторами мероприятия

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here