Старые пролеты Володарского моста выставлены на аукцион

Недавно по городу пронеслась весть: на аукцион выставлены старые железобетонные фермы Воло­дарского моста. Их демонтировали при строительстве нового моста в начале 1990-х годов и отправили на «временное хранение» в поселок Новосаратовку. Временное хранение продолжается до сих пор. И неужели теперь заканчивается?

Мост вдоль реки

Увидеть эти фермы нелегко. Они хорошо различимы из Рыбацкого – с левого берега Невы, но на правом искать эти весьма габаритные сооружения затруднительно. Вроде как и видишь их бетонные горбы с шоссе, но как подъехать – не представляешь, так тесно все вокруг застроено. Еще несколько лет назад к фермам, лежащим практически на задворках дачных участков, можно было пробраться через дыру в заборе, через которую ходили рыбаки к реке, но теперь все заколочено – здесь строят новый дом.

Пробраться к реке, а от нее выйти к фермам можно только узким проулочком к бетонному причалу, над которым на берегу они лежат прямо на земле. Раньше здесь стояли гигантские понтоны, на которых можно было различить полустертую надпись «Мостострой 6». Именно по воде эти пролеты и привезли сюда: причал с понтонами предназначался для перегрузки моста на берег.

Шедевр конструктивизма в мостостроении

Интересна история Воло­дарского моста. Он был построен в 1932 – 1936 годах. Именно тогда развитие Ленинграда шло в южном направлении и необходимо было создать новый мост через Неву для планировавшейся кольцевой магистрали вокруг города. Решение этой задачи было возложено на опытного мостостроителя Григория Передерия. В то время архитектура и строительство переживали расцвет новых форм и технологий. В этом проекте использовалось множество новых идей мостостроения, основой конструкции были гибкие желе­зобетонные арки. Их выполнили из трубчатой арматуры – металлические трубы заполняли бетоном. В стальных разводных пролетах впервые была применена электросварка. Впервые поток транспорта по набережной проходил под мостом. Была необычна и организация работ: готовые арочные железобетонные элементы к месту установки доставили на специальных понтонах. Размер каждой из этих ферм внушителен – длина 101 метр, ширина 27,4 метра, вес более 4000 тонн.

Во время войны мост использовался и как железнодорожный. С тех пор прошло много времени, нагрузки на мост росли. В 1971 году его первый раз отремонтировали, а в 1985 году после небольшой аварии пришли к выводу, что появилась усталость металла, да и пропускная способность старого моста уже не отвечала потребностям города. Вскоре начали строительство нового моста, и в 1993 году он был открыт. Но почему фермы старого моста лежат в Новосаратовке на берегу, это была какая-то специальная задумка?

Строительный мусор за рубль

В администрации муниципального образования «Свердловское городское поселение» рассказывают, что при вывозе старых ферм Все­воложский район предоставил временное убежище «строительному мусору». Эти «остатки» очень мешают: несколько десятков соток земли на берегу Невы, по словам представителя отдела по архитектуре и строительству, занято старым мостом. При этом земля вокруг дорогущая – рядом с городом на берегу Невы, можете себе представить.

В «Мостотресте» заявили, что на балансе их организации эти фермы не числятся, у них учтены все действующие мосты. И в Дирекции транспортного строительства не знают, кому они принадлежат. Мостоотряд № 6, который выполнял работы по демонтажу конструкций моста и их транспортировке в Новосаратовку, также не знает, почему туда отвезли, он только исполнитель. В разговорах звучали предположения, что тогда главное было вывезти старые фермы в сторонку, с глаз долой, для дальнейшей разборки. Причем разобрать эти конструкции очень сложно, они до сих пор очень прочные – что металл, что бетон.

Так и лежали пролеты на берегу много лет – пока их не выставили на продажу, причем со стартовой ценой один рубль. Спрашивается, кому даже за рубль нужно такое добро? Но как оказалось, земельный участок, на котором лежат фермы, уже продан частному лицу для строительства объектов рекреационного назначения. На берегу Невы также уже сформирован земельный участок с причалами. Возможно, это будет частный яхт-клуб или марина для катеров. И теперь этому частному лицу нужно избавиться от ферм моста, которые, судя по всему, принадлежат государству. Вот и объявили аукцион. Может, этот частник себе их и купит за один рубль и начнет их на законных основаниях разбирать – чтобы свой участок площадью почти 89 соток освободить от этого конструктивистского хлама. При этом часть ферм можно использовать при дальнейшей планировке и устройстве береговой линии причалов, чтобы не завозить лишний грунт и не заказывать специальные дорогие железобетонные конструкции.

Но в любом случае конструктивистскому мосту вдоль реки приходит очевидный конец. Спешите видеть, кто еще не успел!


Татьяна ХМЕЛЬНИК, фото автора. Инфографика Сергея БОНДАРЕВСКОГО

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here