К юбилею Эдиты Пьехи открыта выставка ее концертных платьев

В Шереметевском дворце (филиал Государствен­ного музея театрального и музыкального искусства) открылась выставка «Я родилась дважды», приуроченная к юбилею Эдиты Пьехи, который будет отмечаться 31 июля.

Основная часть экспозиции – концертные платья певицы, созданные для нее известными отечественными модельерами Вячеславом Зайцевым, Нонной Меликовой, Татьяной Парфеновой и Ириной Тан­цуриной. Всю свою жизнь в искусстве Эдита Пьеха считала, что сценический костюм – это вещь «нигде, кроме» и должен быть создан исключительно для нее, для ее выступлений. Поэтому здесь – только платья, сшитые на заказ и существующие в единственном экземпляре. Также на выставке представлены фото­снимки из личного архива певицы, обложки пластинок, выпущенных фирмой «Ме­лодия», концертные афиши, призы, полученные ею на различных фестивалях и конкурсах, и другие артефакты.

На пресс-конференцию, приуроченную к открытию выставки, приехала сама Эдита Станиславовна в сопровождении дочери Илоны Бро­невицкой. Певица много и охотно отвечала на вопросы журналистов, удачно шутила, один раз даже залихватски свистнула – бойкая репортерская аудитория слишком долго шумела и суетилась, не давая начать пресс-конференцию.

В общем, героиня дня продемонстрировала, что накануне юбилейного концерта, который состоится через месяц, она находится в превосходной форме.

Один из первых вопросов журналистов был о смысле названия выставки. Эдита Станиславовна не стала глубокомысленно наводить тень на плетень, а просто и внятно рассказала, что, хоть и появилась на свет во Франции, своей творческой родиной считает Советский Союз, а конкретно – Ленинград, где ровно 62 года назад начала петь в студенческом самодеятельном ансамбле «Дружба» под руководством Алексан­дра Броневицкого. Название ансамбля, кстати, предложила Эдита Пьеха – даже не предложила, а сообщила явочным порядком. Перед выступлением в сборном концерте в Филармонии к музыкантам безымянного самодеятельного, составленного из учащихся Ленинградского государственного университета коллектива подошел конферансье: «Ребята, вас как объявлять-то?» – Я оглянулась, а у нас в коллективе: чех, венгр, немец, местные ребята, разумеется, – ну и выпалила: – «Ансамбль «Дружба». – Ну, «Дружба» и «Дружба» – никто не возражал, так и осталось».

Искусство Эдиты Пьехи, как и, например, хоральные прелюдии Баха, пейзажи Левитана, портреты Серова, стихи ее ровесника Геннадия Шпаликова, чьи песни она, кстати, тоже исполняла, – для понимания не нуждается в комментариях и интерпретациях. Произве­дения эти самоценны. И ни умалить, ни возвысить их никакой анализ не в состоянии.

И в этом смысле созерцание экспонатов, представленных на выставке в Шереметевском дворце, едва ли придаст произведениям Пьехи какое-то новое измерение. Концертные костюмы прекрасны – но они похожи на их владелицу: благородны и сдержанны без чопорности, ярки без крикливости и вульгарности и т. д. И все-таки лучше видеть их на сцене.

А 31 июля Эдита Пьеха традиционно отметит свой день рождения на сцене – в БКЗ «Октябрьский». После концерта в Петербурге народная артистка СССР планирует совершить гастрольный тур по столицам и крупным городам бывшего Советского Союза. Уже объявлено о больших октябрьских концертах в Москве и Екатеринбурге.

Выставка в Шереметевском дворце продлится до 6 августа.


Автор – Сергей КНЯЗЕВ. Фото Натальи ЧАЙКИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here