На экраны вышел фильм  Валерия Тодоровского «Большой»

В депрессивном городке Шахтинске, где из красивого и возвышенного – только окружающие горы, бог наградил танцевальным талантом девочку Юлю. Ее случайно замечает бывшая звезда балета – теперь спившийся неудачник (Александр Домогаров), – помогает ей добраться до Московской академии хореографии и поступить в нее. Талантливую и умную, но резкую и ершистую провинциалочку берет под опеку пожилая всесильная прима (Алиса Фрейндлих). Впрочем, тяготы учебы в академии, конфликты с педагогами и ревность к одноклассницам – это только ступеньки на пути. Впереди самое тяжелое испытание и одновременно заветная мечта – сцена Большого театра…

Кино снято в тесном сотрудничестве с театром, на его сцене (впервые за долгое время!). Кастинг – звездный. Основные же роли исполнили настоящие артистки балета, которых искали по всей стране и даже за ее пределами. Маргарита Симонова, сыгравшая главную героиню, родом из Литвы, а танцевала долгое время в Варшавском театре.

Разумеется, сам Большой – это повод к дополнительному интересу у зрителя. Не только величественный фасад и интерьеры после реставрации – само имя театра, его славная и одновременно скандальная репутация. Тут, правда, нет тайно ожидаемого всеми стекла в пуантах и кислоты в лицо, но призрак всего этого незримо витает над происходящим на экране и создает необходимую атмосферу.

Собрание балетных архетипов – успех провинциальной золушки, сказка на сцене и труд до кровавых мозолей, внешний блеск и закулисные войны, стареющие забытые дивы и поломанные судьбы молодых – здесь ничего не упущено, и это вполне намеренно. Тодоровскому вообще, кажется, свойственно осмыслять в своих фильмах историю – через комикс или мюзикл. Как можно плотней утрамбовывать обобщенные представления – иногда это очень продуктивно. Такими наи­более отчетливо были «Стиляги», такое есть и в «Оттепели». Теперь, когда отечественное кино то и дело пересказывает главные сюжеты о войне или о покорении космоса, Тодоровский выбрал другую «национальную ценность» – балет. С ним вроде бы просто: настолько очевидны переклички и противоречия между романтическими сюжетами и жизнью – бери да пользуйся…

Это, кажется, и губит фильмы о балете, один за другим. На этом погорел Даррен Аронофски в недоброй памяти «Черном лебеде»: хотелось сделать современную мрачную сказку, а получился сплошной поток напыщенных клише.

Тодоровский не так высокопарен все-таки, не впадает в макабричность. Но «Лебединое озеро» у него звучит – и конкуренция между героинями за роль Одетты-Одиллии тоже есть. Как и все остальное… Балетная тема вообще настолько перегружена мифами, что их нескончаемый поток воспринимается, увы, как набор штампов. Здесь бы, наоборот, отойти от них и попытаться увидеть действительную жизнь балета, фактическую работу этого конвейерного механизма по переработке людей в красоту… Но нет.

Понятно, что все нелепости заметят только матерые балетоманы да сами балетные. Остальная часть публики с удовольствием насладилась бы и хорошо рассказанной сказкой. Тем более что есть чем наслаждаться: соблазнительная, как всегда у Тодоровского, картинка. Ощущение масштаба. Алиса Фрейндлих – каждое ее появление как отдельный моноспектакль внутри фильма.

Валентина Теличкина воплощает строгую педагогиню из академии – тут чистая радость узнавания. Александру Домогарову, которого мы давно не видели в большом кино, на удивление идет роль бывшей звезды. Девушки из балета стараются – с разным успехом. Маргарита Симонова периодически даже старается дать молодую Инну Чурикову, благо есть к тому психофизические предпосылки.

Словом, что-то в этом есть. Было бы. Но все рушит режиссура и монтаж. В «Большом» зачем-то переплетены сразу три истории – поступления в академию, конкуренции двух героинь в выпускном классе – и борьбы их же за сцену Большого и любовь-партнерство с французской звездой Антуаном (его играет звезда французского балета Николя ле Риш)…

Достаточно сказать, что в сюжетных ходах и флешбэках фильм путается, как плохой танцор в своих ногах. К сожалению, и следить за ними, и распутывать их на протяжении двух часов не то чтоб интересно. Слишком много надуманных деталей и очень неровно разыгрываемых сцен. Гораздо меньше – и живых людей, и чистого балета, который, как мы знаем, есть замок красоты.


Фото KINOPOISK.RU

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here