Как решить проблему непроданного хлеба

15 – 20 процентов хлебобулочных изделий, завозимых в магазины, по данным Рос­сийского союза пекарей (РСП), не распродается, а возвращается хлебо­заводам и пекарням. Сущест­вующая технология производства позволяет применять для размочки и последующего использования при выпечке новой партии лишь пять процентов черствого хлеба.

Миллионные потери

Остальной непроданный хлеб в лучшем случае отправляется на корм скоту, в худшем утилизируется. Читатели «Ве­чёрки» сообщают, что были свидетелями того, как непроданный хлеб вывозят на свалки. Причем в последнее время, по информации самих хлебопеков, возвраты растут, так как по разным причинам потребление хлеба снижается. По информации РСП, при таком раскладе страна теряет примерно 3 млн тонн высококачественной ржи и пшеницы ежегодно, а совокупные денежные потери для страны, хлебопекарных предприятий и для граждан составляют 50 – 60 млрд рублей.

В связи со сложившейся ситуацией Российский союз пекарей обратился к мониторинговой группе «Единой России» и к депутатам с ходатайством о необходимости правового решения проблемы возврата непроданного хлеба производителю. Роспотребнадзор публично поддержал эту инициативу: в ведомстве считают, что должны быть приняты изменения в Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», предусматривающие запрет на возврат производителям «товаров, не проданных по истечении определенного срока годности».

Сетевики задумались

Еще несколько лет назад между сетями и хлебопеками разгорались настоящие баталии, так как торговцы заставляли поставщиков выкупать за деньги непроданный хлеб. Самоуправство сетей в последнее время критикуется на разных уровнях. Это заставляет крупных ретейлеров идти на компромисс.

По информации президен-та ассоциации «Хлебопеки Санкт-Петербурга» Александ­ра Зо­рина, с начала года хлебозаводы совместно с торговыми сетями, входящими в группу X5 Retail Group, и при участии экспертов начали разрабатывать взаимовыгодные условия сотрудничества, графики и логистику, которые позволят свести возвраты хлеба к нулю.

– Сетям надо научиться составлять предельно точные заявки для хлебопеков с указанием в них максимально приближенного к реальному спросу объема изделий, чтобы сократить остатки. В то же время это не должно обернуться пустыми полками и резким сокращением ассортимента в вечернее время. С другой стороны, хлебопеки должны быть готовы оперативно выполнять заявки и подвозить в течение дня тот вид изделий, который раскупается быстрее, – считает Александр Зорин.

В «Ашан Россия» считают, что обнулить хлебные остатки – задача непростая, но выполнимая.

– Несколько лет назад в нашей компании было принято решение работать с поставщиками хлеба без возвратов. Соответствующие изменения были внесены в договор. Менеджеры по закупкам и сотрудники магазинов прошли соответствующее обучение. «Ашан Россия» полностью изменил подход к выполнению заказа магазинов: раньше сотрудник понимал, что он всегда может вернуть хлеб, и при расчете объема поставки вполне мог пойти на необоснованный риск. Сегодня же менеджеры делают заказы, анализируя все факторы и риски, поскольку знают, что ответственность за принятое решение лежит на нашей компании, – рассказала «Вечёрке» Мария Курносова, директор по коммуникациям и КСО «Ашан Россия».

Удар по хлебозаводам

В то же время с необходимостью тотального запрета на возврат непроданного хлеба согласны не все участники рынка.

Глава Минпромторга Денис Мантуров высказал опасения, что «если будет наложен запрет на возврат, то торговые сети скорее всего сами устроят у себя хлебопекарни и начнут печь хлеб. Нельзя допустить ситуацию, когда будут закрываться предприятия малого и среднего бизнеса».

Однако некоторые специалисты полагают, что невозврат хлебобулочной продукции может ударить не только по малым предприятиям, но и по самим хлебозаводам.

– Скорее всего, после того как запретят возврат, объемы производства хлеба сократятся, и, возможно, весьма значительно, – прокомментировал «Вечёрке» на условиях анонимности технолог одного из крупных петербургских пекарных предприятий. – На первом этапе торговые сети будут брать продукции столько, сколько нужно, или даже меньше, опасаясь издержек, что повлечет за собой падение производства. А в перспективе все крупные сети, конечно же, оборудуют свои пекарни, чтобы без накладок полностью удовлетворять клиентский спрос. И в итоге не только мелкие, но и крупные хлебозаводы будут вынуждены еще больше сокращать производство.

Таким образом, инициаторы запрета возврата хлеба сами могут оказаться в незавидном положении.


Фото Лидии ВЕРЕЩАГИНОЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here