Как уберечься от обмана при установке приборов учета

После изменения нормативов потребления воды в Петербурге активизировались компании, навязывающие доверчивым горожанам услуги по поверке и замене счетчиков. Закидывая почтовые ящики объявлениями от имени всевозможных псевдогосударственных инстанций и названивая на стационарные телефоны, коммерсанты пугают жителей несуществующими приказами. Дошло до того, что даже курирующему этот вопрос Госу­дарственному центру метрологии угрожали в случае отказа установить счетчик… отключить воду!

Осенью прошлого года в городе в полтора раза возрасли нормативы на холодную и горячую воду. До 1 ноября петербуржцам, у которых не установлены счетчики (а таких в городе, по данным жилищного комитета, 26,6%), начисляли по 3,35 кубометра холодной и 2,43 куба горячей воды в месяц. Сейчас эти цифры равны 4,90 и 3,48 соответственно. Как рассказали «Вечёрке» в жилищном комитете, дальнейшего увеличения нормативов пока не планируется. Но не стоит забывать про повышающий коэффициент, который составляет 10% за каждые полгода. В общем, жить без счетчиков для многих петербуржцев стало не по карману. Соответственно, спрос на услуги компаний по установке, замене и поверке приборов учета вновь возрос.

Для допуска на этот рынок услуг необходимо, по сути, два основных документа: аттестат аккредитации (выдается Федеральной службой по аккредитации) и свидетельство об утверждении типа средств измерений, которыми и будут поверяться счетчики. Самое распространенное устройство для поверки без снятия счетчика «ВПУ Энерго-М» стоит недешево – от 170 тысяч рублей. Но что характерно: если еще пару лет назад аккредитованные организации по поверке счетчиков можно было пересчитать по пальцам, то сейчас их десятки. Сайты таких компаний пестрят названиями, которые легко можно спутать с госорганизациями, наделенными властью. Наиме­нования пестрят словами «городская», «петербургская» и тому подобное. Юридически же за псевдосолидными вывесками скрываются неприметные ООО.

Ну и бог с ними, работали бы себе и работали… Только некоторые из них используют «маркетинговые методы» на грани фола. Рекламные листовки изобилуют ссылками на некие федеральные законы и ведомственные приказы, хорошо если имеющие косвенное отношение к данной процедуре. Более того, «заботливые» фирмы обзванивают домашние номера телефонов, уговаривая жителей согласиться на поверку вопреки установленному по­рядку.

Жительнице Красногвар­дейс­кого района Галине Ни­колаевне за полтора года счетчики на воду поверяли уже трижды! Когда женщина в очередной раз принесла данные о «внеочередной» поверке счетчиков в местный ЖСК № 374 – там ей порекомендовали быть внимательнее и не наступать на одни и те же грабли. Обра­щаться в правоохранительные органы – бесполезно. Ведь все документы у «специалистов», навязавших пенсионерке свою услугу, были в порядке. Обязательной эта процедура становится лишь по истечении межповерочного интервала. В другое время – поверяй хоть каждый день. Дело добровольное.

– По закону единственный документ, регламентирующий периодичность этой процедуры, – техпаспорт изделия, – рассказала нашему изданию член правления петербургской «Ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ» Евгения Михащук. – Для большинства приборов учета межповерочный интервал составляет от 4 до 6 лет. А информация о дате следующей поверки есть только у управляющей компании и фирмы, которая этот счетчик устанавливала. Третьим лицам она не передается. Ведь это – уже прямое нарушение закона о персональных данных.

Чтобы добиться своей цели, кем только диспетчеры проверяющих компаний не представляются по телефону: старшими инспекторами бухгалтерии МФЦ, представителями управляющей компании и даже Водоканала. Мы перезвонили по одному из указанных на сайте такой компании телефонов, изо­бразив «запутанного» звонками жителя (запись разговора есть в распоряжении редакции). Необходи­мость поверки счетчика оператор call-центра аргументировала неким «федеральным приказом правительства РФ» № 135 от 12.02.2016, согласно которому все счетчики крыльчатого типа (а это самый распространенный тип устрой­ств), выпущенные до 2016 года, проходят внеочередную поверку. Под занавес беседы нам пригрозили, что если до конца месяца мы не воспользуемся их услугами – нас переведут на норматив. В дальнейшем сотрудница утверждала, что их организация государственная, и только после ряда наводящих вопросов призналась, что работает в частной компании. На вопросы «откуда у них персональные данные жильцов?» и «что это за приказ такой?» ответов также не последовало. На наше предупреждение о возможной жалобе в полицию отреагировали спокойно. Видимо, не привыкать.

– Приказ 135 от 12.02.2016 действительно существует. Только выпустил его Рос­стандарт, и никакого отношения к потребителям он не имеет, меняя лишь методику поверки, – отметила замначальника отдела теплотехнических измерений ФБУ «Тест – Санкт-Петербург» Ольга Усть­янцева.

– Налицо – нарушение закона о рекламе, закона о персональных данных и введение граждан в заблуждение, – поясняет юрист в области защиты прав потребителей Мария Свиридова. – Однако на практике засудить за подобные действия тяжело. Особенно после того, как человек все-таки согласился на услуги подобных компаний и подписал с ними договор.

И если уж заволновались после такого звонка, то обратитесь в управляющую компанию и уточните – действительно ли вам пора проводить поверку приборов учета?


Автор – Алексей ЧЕЧЁТКИН. Фото ИНТЕРПРЕСС

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. 22.05.18 позвонил ст.инж.-технолог Горводоканала Миронов Сергей Александрович и в ультимативной форме стал требовать ЗАМЕНЫ счётчика ХВС на новый счётчик ,ссылаясь на
    ПРИКАЗ??!! правит.Спб №135 от 12.02.2016,хотя СРОК ПОВЕРКИ моего счетчика-дек.2018. Что за самодеятельность от имени Горводоканала ,да ещё с угрозами отключения воды!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here