Заканчиваются испытания нового спасательного снаряжения для подводников

Помните, как мичман в фильме «72 метра» инструктировал гражданского-неумеху, которому пред­стояло подняться на поверхность из лежащей на грунте аварийной ПЛ? «И по мусингам, по мусингам…» После выхода картины эта сцена у многих зрителей, далеких от моря и флота, вызывала сомнение: дескать, невозможно вывести человека с затопленной лодки через торпедный аппарат. Однако в этом нет ничего удивительного. За 111 лет, прошедших с момента появления в составе российского флота подводных лодок, инженеры и ученые сделали немало для того, чтобы сохранить жизнь попавших в беду моряков. В том числе – специальное спасательное снаряжение.

Многие годы оно подвергалось лишь незначительным усовершенствованиям. Но вот в минувший четверг в Государственном научно-исследовательском институте (спасания и подводных технологий) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» был продемонстрирован новый комплект ССП-М, испытания которого находятся на стадии завершения.

По словам начальника научно-исследовательского института капитана 1-го ранга Сергея Башмакова, ССП-М предназначен для самостоятельного выхода подводников свободным всплытием и по буйрепу из аварийной ПЛ, лежащей на грунте. Причем двумя способами: через торпедный аппарат и через спасательное устройство. Кроме того, снаряжение может быть использовано для временного поддержания жизнедеятельности моряков в полузатоп­ленных отсеках.

Новое снаряжение взяло все лучшее от предыдущего комплекта. Но при этом в нем многие материалы заменены на современные, а в конструкцию внесен ряд изменений.

Как отметил начальник экспериментальной научно-исследовательской базы института капитан 1-го ранга Миха­ил Краморенко, в новом снаряжении отсутствует характерная скрутка спереди. Она заменена молнией. Кроме того, до последнего момента остаются свободными кисти рук, что упрощает процесс самостоятельного надевания снаряжения подводником. Новый утеплительный комбинезон, который надевают под снаряжение, позволяет несколько часов находиться в воде, избегая переохлаждения.

– ССП-М позволяет подниматься с глубин до 220 метров методом свободного всплытия, в том числе из отсеков аварийной ПЛ, находящихся под повышенным давлением, – рассказывает Сергей Башмаков. – Принципиальное новшество – капюшон, который позволяет выходить из спасательного устройства ПЛ без использования дыхательного аппарата. Воздуха, который закачивается под спасательный капюшон, достаточно для того, чтобы подводник без аппарата всплыл на поверхность и был поднят на борт вертолета или спасательного судна. Скорость подъема составляет около 3 метров в секунду. В итоге на всплытие с глубины 200 метров тратится максимум полторы минуты. Такая скорость позволит избежать насыщения крови азотом и возникновения кессонной болезни.

В снаряжении, которое используется сегодня, подъем без дыхательного аппарата невозможен. А избежать баротравмы и кессонной болезни помогает специальный парашют, который замедляет подъем до допустимых скоростей. Проблема в том, что этим парашютам требуется ежегодная переукладка и занимают они немало места при хранении их в отсеках ПЛ.

Всплытие в капюшоне выглядит достаточно эффектно. После того как давление в спасательном устройстве выравнено с забортным, резко открывается крышка люка, из него вылетает облако воздушных пузырей, напоминающее гриб атомного взрыва, и сразу следом молнией мелькает фигура водолаза в оранжевом комбинезоне. Через мгновение он, как чертик из табакерки, по пояс вылетает над поверхностью воды с 16-метровой глубины.

Работа над этим снаряжение шла в течение пяти лет, – продолжает начальник института. – Мы принимали участие на всех стадиях от техзадания до испытаний. Окончательное решение о том, что это снаряжение пойдет на замену существующему, будет принято после того, как станет известно, как оно зарекомендует себя в морских условиях.

Как удалось выяснить, вероятнее всего, три новые ДПЛ проекта 636.3, которые планируется вскоре заложить для Тихоокеанского флота, уже будут оснащены ССП-М.


Фото автора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here