Петербургские ученые создали систему контроля за ледовой обстановкой

Арктику можно исследовать, но покорить невозможно, говорят полярники. Однако сотрудники Института Арктики и Антарктики Росгидромета разработали проект, который позволяет просчитывать «мысли» непредсказуемой северной стихии.

Проект создавали три года и закончили нынешней зимой. Суть его в том, что спутники передают на землю данные движений ветров, течений, температур, изображения льдов, айсбергов в Северном Ледовитом океане. А специальная программа, анализируя их, составляет с точностью до 90 процентов картину завтрашнего дня.

– Наш комплекс отслеживает погоду, подводную сейсмическую обстановку, карту загрязнений. Но самое главное – маршруты движения айсбергов и состояние ледового покрова, – рассказал корреспонденту «Вечёрки» один из руководителей проекта, советник при аппарате руководства института Александр Данилов.

Проблема айсбергов, по словам ученого, сегодня стоит на особой повестке. Причиной тому стало освоение континентального шельфа. Если раньше айсберг считался в первую очередь просто докучливой глыбой, то после появления буровых платформ – это таран, от которого никуда не спрячешься.

– С помощью программного комплекса мы фиксируем расположение айсбергов, определяем их курс, – объяснил Александр Иванович. – И можем бороться с ними на дальних подступах. Если такой осколок появляется в зоне первой тревоги, то есть на расстоянии 200 километров от буровой платформы, на контрольную разведку отправляется вертолет. Если угроза подтверждается – в дело вступают суда ледовой защиты.

Суда-буксиры идут прямиком к ледовому куску, обвязывают его канатами и сетками и оттаскивают на безопасное расстояние – километров на 50. Благо айсберги в Арктике все-таки не очень большие, и мощному судну с ними можно справиться. Средний размер такого осколка в северных водах – 50 на 50 метров, вес – миллион тонн.

Отметим, что сегодня в России работает единственная ледостойкая платформа – Приразломная в Печорском море: правда, опасные льды до нее не доходят. Но в ближайшие годы в полном айсбергами Карском море появится добычная платформа № 2. Вот тогда охота за ними станет делом насущным.

Еще одна задача нового комплекса – составление карты ледовых полей, или арктического навигатора (вроде автомобильного). Идешь на судне, получаешь из космоса картинку, видишь разломы во льду и выстраиваешь путь. Кто не знает, мастерство полярного судоходства заключается в том, чтобы находить дорожки-разломы между льдинами и двигаться по этой паутине в нужную точку. Теперь такие дорожки будут видны как на ладони.

– В последние несколько лет наша страна снизила темпы освоения Арктики, – рассказал Александр Данилов. – Основная причина тому – санкции. Не хватает нужного оборудования, технологий. Однако пауза оказалась и полезной. Мы сами взялись за развитие нужных программ. В том числе самостоятельно создали этот стратегически важный аппаратный комплекс.


Фото предоставлено Институтом Арктики и Антарктики

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here