В Музее Ахматовой состоялся вечер памяти, посвященный 110-летию со дня рождения Лидии Чуковской.

Надо сказать, что в XX веке нескольким прекрасным женщинам было суждено оставить нам самое яркое описание своей эпохи: Нина Берберова, Надежда Мандельштам, Ирина Одоевцева и Лидия Чуковская. Именно Лидия Чуковская показала трагедию страны изнутри, по горячим следам. Это взгляд простой женщины, у которой отняли самое дорогое, – родного сына. Повесть «Софья Петровна», написанная в 1939 году, кровоточащая рана, еще не забинтованная лекарем по имени Время.

В столовой мемориальной квартиры Музея Анны Ахматовой собрались филологи и литературоведы, знавшие ее лично. К юбилейной дате сотрудники музея подготовили выставку книг и фотографий.

Одним из главных произведений Лидии Корнеевны по праву считаются «Записки об Анне Ахматовой», которые она вела с 1938 по 1965 год. В 1938 году она впервые пришла к Ахматовой, чтобы посоветоваться, как хлопотать об арестованном муже. С тех пор постоянно ее навещала, работала над корректурой ее книг, слушала стихи…

С экрана, где демонстрировались кадры документального фильма, Лидия Чуковская призналась нам, сегодняшним, которым завещала свою боль: «Я не писать не могла, повесилась, если бы не записала на бумаге пережитое. 1937 год рвался из меня наружу».

Память была для нее долгом и призванием. Ей был дарован талант, за который простительны огрешности прозы, – зафиксировать в словах мгновения. Такие звучали размышления, не было тем вечером никаких докладов и заранее подготовленных речей. Директор музея Нина Попова вспомнила, как навещала в Москве Лидию Корнеевну. На страницах «Записок об Анне Ахматовой» она искала подсказки, как сделать музей, – ведь там так много бытовых деталей и личных наблюдений, столь ценных, когда хочешь проникнуть в тайну чужой судьбы. И еще – родной страны.

За разговорами о столетии наших революций не позабыть бы, чем они для России закончились, – в этом году отмечается восьмидесятилетие Большого террора. Воспоминания хрупких женщин оказались не менее ценными для истории, чем научные труды именитых историков. Сколько же надо было иметь мужества, чтобы в 1939 году сотворить художественное произведение из ужасов окружающего мира.   


Автор – Полина ВИНОГРАДОВА   

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here