Выставка представляет Татьяну Парфенову не только как дизайнера, но и как художника

Выставка одного из самых известных модельеров России Татьяны Пар­феновой открылась в Тици­ановском зале Музея Акаде­мии художеств 19 марта, в день ее рождения. По мраморной лестнице между статуями античных богов и героев бесконечной вереницей поднимались нарядные люди с огромными букетами. Многие были в нарядах от именинницы.

Выставка, вопреки ожиданиям, оказалась не грандиозной ретроспективой, а камерной – десять картин в простенках между окнами, десять платьев из коллекций от кутюр за последние пять лет. Впрочем, история Модного дома Татья­ны Парфеновой представлена как коллаж из фотоснимков, который растянулся, как фриз, на 36 метров в длину – как раз под копиями фресок Тициана.

Татьяна умеет преобразовывать любое пространство. Холодноватый Тициановский зал окнами на Неву населен зверями, птицами, насекомыми. По углам – цапли, на картинах – голуби, черные и белые лебеди, на подоконниках старинных окон – забавные обезьянки, черепахи, бабочки, раки… Фигурки не объемные, а плоские, их силуэты четко вырисовываются на фоне окон, напоминая театр теней, а египетские сфинксы, лежащие на набережной напротив академии, словно становятся частью этого бестиария.

На полу, затянутом плотной золотой бумагой, вольготно расположились каркасные манекены в платьях от кутюр из коллекций «Скрипучий дом», «Истории лебедя» и других, созданных за последние пять лет.

Они представляют Татьяну Парфенову не только как дизайнера, но и как художника. Все платья декорированы сложнейшими драгоценными вышивками, выполненными по ее эскизам мастерицами Модного дома, и часто кажутся своеобразными картинами.

С живописью у нее – долгий роман. На выставке есть несколько ее знаменитых вышитых палантинов и шарфов. На одном из них – цитата из «Танца» Анри Матисса, только решенная в другой цветовой гамме: сочетание бирюзового и холодного оттенка розового.

Анри Матисс – светлый гений – один из любимых художников Татьяны Парфе­новой. Возможно, что цитирование великих художников началось в творчестве Пар­феновой с грандиозной выставки Матисса, которая прошла в Эрмитаже в 1993 году. Или с не менее впечатляющей экспозиции «Щу­кин и Морозов. Русские коллекционеры» зимы 1994-го. В открывшемся вскоре Модном доме «Татьяна Парфенова» можно было увидеть шелковые белые блузки и шарфы с репликами Ма­тисса – и его живописи, и графики, – например, портретов Лидии Делекторской – русской музы, которая была секретарем художника.

Затем появились и более сложные цитаты из живописных полотен, выполненные в технике глади. В 2000 году был подписан договор между Модным домом и Эрмитажем о создании аксессуаров с репликами произведений искусства из коллекции музея. Первая коллекция шарфов и палантинов из тафты и креп-марокена была вдохновлена полотном Василия Кан­динского «Зима».

«Цитаты» Парфеновой – это не механическое копирование, не тиражирование, порой низводящее шедевр до штампа. Мастер переводит великую живопись на язык другого вида искусства.

Еще одна давняя любовь Парфеновой – балет. Она давно сотрудничает и дружит со звездой Мариинского театра Ди­аной Вишнёвой. Как-то раз сделала для нее две пачки – черную и белую – для балета «Лебединое озеро». В коллекции «Истории лебедя», которая была показана в декабре прошлого года в «Астории» (несколько платьев из нее с вышитыми лебедями есть на выставке), отразились самые разные образы русского и мирового искусства.

Все вышесказанное вовсе не значит, что Татьяна Парфенова витает в облаках и создает исключительно наряды для подиума и музеев. В тот день в Тициановском зале показали ее новую коллекцию прет-а-порте «Сем­надцать»: оттенки стали и меди, телесные, «припудренные» цвета, вполне пригодные для реальной жизни платья, брюки и блузы. Я обратил внимание на манекенщиц, отобранных модельером для показа. Бледные, тонкие, с точеными скулами и умными глазами, они словно обитают в двух измерениях: в реальном городе и в мифологическом Петербурге, в настоящем и в прошлом.


Автор – Юрий ОБРАЗЦОВ. Фото Лидии ВЕРЕЩАГИНОЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here