Выбран лучший проект обустройства музея

Пару лет назад у Натальи Коваленко, директора «Историко-культурного музейного комплекса в Разливе», созданного на базе музеев «Шалаш» и «Сарай» еще в 2005 году, возникла революционная идея – провести архитектурный конкурс, чтобы в год столетия Октября решить сразу две застарелые проблемы: построить новое административное здание, которое должно стать архитектурным символом развивающегося музея, и благо­устроить территорию.

Наталья Коваленко признается, что на небольшом участке в 647 кв. м находится старое здание с мансардой, которое занимает всего 78 кв. м и где располагаются фонды, рабочие места сотрудников, но из-за тесноты работать невозможно. А новое обустроенное пространство должно быть современным, комфортным, стать центром для туристов, местом отдыха для посетителей и в итоге изменить представление о музейном комплексе в Разливе как о сугубо мемориальном музее. «Музей расширяется, а мест для новых сотрудников не хватает, – рассказала «Вечёрке» Наталья Степановна. – Нет также благоустроенной территории для проведения выставок, различных квестов, праздников – все музейные мероприятия проходят на улице. А ведь мы находимся на береговой ли­нии и хотели бы ее использовать как рекреативную зону».

Революция плюс краеведение

При поддержке администрации Курортного района и Санкт-Петер­бургского союза дизайнеров был проведен конкурс на создание концепции нового музейного здания и разработки ландшафтного дизайна территории музея «Сарай». «Создавая техническое задание, мы не отходили от революционной тематики, потому что в основной экспозиции рассказывается о революционных событиях в июле 1917-го, – пояснила Наталья Коваленко, – но нам бы хотелось связать это и с краеведением. Ведь в наших дальнейших планах – создать в новом здании экспозицию, посвященную бывшему владельцу этого участка – рабочему-большевику Ни­колаю Емельянову, укрывавшему Ленина. А «Сарай» – типовой дом, где жил Емельянов с семьей, таких домиков уже нет, и те, кто придет сюда, будут видеть, как жили рабочие люди сто лет назад».

Не подавляя окружающую среду

Из тридцати двух присланных на архитектурный конкурс проектов победил совсем не революционный проект преподавателя Института дизайна (ИДПИГО) Лилии Шубиной, студентки этого вуза Иляны Джулай и архитектора Александры Петушковой.

Дизайнеры предложили оригинальное пространственное решение, выдвинув основной объем нового здания на красную линию улицы Емельянова, само же здание уступами понижается к берегу озера Сестрорецкий Разлив и продолжается линией пирса.

Как отметил в беседе с «Вечёркой» президент Санкт-Петербургского союза архитекторов и член жюри Олег Романов, это, пожалуй, был единственный проект, который не подавлял окружающую среду, не противопоставлял ей свой объем. Кроме того, проект Шубиной отличает экономичность, в нем не предусматривается, как в остальных работах, использование затратных световых технологий.

«Мы хотели «вытащить» основное здание из современной коттеджной застройки, – пояснила Лилия Шубина. – Ведь когда подъезжаешь к этому месту, то ориентируешься не по указателям, а по «саркофагу» – стеклянному павильону «Сарая». И получается, что эта территория как бы не закончена, не выделена из среды, а мы решили взять ее «в клещи» и подчеркнуть значимость музейного места. Это своего рода пропилеи».

Две лодочки Николая Емельянова

Авторы проекта-победителя признаются, что революционную тематику не особо учитывали, их задачей было только подчеркнуть историческую канву, рассказать, что у этого здания есть определенная история, которая не закончилась с отъездом Владимира Ленина, а продолжалась и далее, в 70-е годы, дошла до наших дней…

«Музейные работники хотели, чтобы звучала тема водного пути, и мы наугад поставили у пирса две лодочки, а когда побывали на экскурсии в «Шалаше», то узнали, что у Николая Емельянова их ровно столько и было», – поделилась Лилия Шубина.

По мнению Олега Романова, этот архитектурный конкурс в сочетании с идеологией – единственный в своем роде: «Наши молодые коллеги вынуждены были решать идеологическую проблему – показать ли себя ненавистником коммунизма или спокойно отнестись к нему как к историческому этапу. Это некое испытание для молодежи. И плюс коллектива Шубиной в том, что они заняли уважительную позицию к этому историческому месту и к личности Ленина, не высказывая свое коммунистическое или антикоммунистическое кредо».

А директор музейного комплекса Наталья Коваленко, отметив, что предстоит еще тендер и много различных согласований, ведь участок очень сложный для застройки, пообещала сделать все, чтобы проект-победитель не оказался «бумажной архитектурой».


Фото Натальи ЧАЙКИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here