Петербургский метрополитен не будет внедрять московский опыт

С 1 апреля в московском метро будет ликвидирована должность дежурного у эскалаторов. Отныне контролировать работу «лестниц-чудесниц» будут слесари-электрики и операторы в диспетчерских пунктах видеонаблюдения. «Вечёрка» выясняла, кто будет заботиться о нашей безопасности в питерской подземке.

Ради экономии?

Дежурные у эскалаторов метрополитена – российское ноу-хау. В метро европейских городов вы не увидите женщин, сидящих в застекленных будках.

– За рубежом давно все оборудовано видеокамерами, – комментирует сопредседатель межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Александр Моро­зов. – У нас возможна такая же схема: один человек вполне в состоянии уследить за несколькими подъемниками через мониторы. Поэтому решение руководства Московско­го метрополитена сократить «женщин в будочках» кажется вполне логичным.

По подсчетам экспертов, сокращение 1200 дежурных с зарплатой 20 – 25 тысяч рублей позволит сэкономить около 30 миллионов рублей в месяц, которые пойдут на развитие метрополитена, – не все же искать резервы в повышении платы за проезд.

В Петербургском метро 263 эскалатора, на которых в две смены работают дежурные, и, если их сократить, тоже может выйти немалая экономия. Од­нако в Метрополитене Се­вер­ной столицы заявили однозначно, что ничего подобного в планах предприятия в обозримом будущем не намечается.

После футбола народ идет стеной

Сами дежурные уверены: благодаря их работе риск разных ЧП в метро снижается в разы. 

– Многие думают, что мы весь день, как говорится, юбки форменные просиживаем. Это не так, – рассказала дежурная у эскалатора Петербургского метрополитена Ольга. – Остановка эскалаторов происходит очень часто – например, из-за скачка напряжения. Да и ежедневного травматизма хватает, бывает, приходится и скорую вызывать.

По словам Ольги, дежурные не только следят за работой эскалатора, но и рассматривают пассажиров: кто как ведет себя, кто как одет, обут. Это тоже входит в их обязанности – вовремя определить, адек­ватен человек или нет. И в случае чего передать информацию постовому.

Час пик на станциях – это три часа утром и три часа вечером. В эти часы надо следить за эскалатором ежеминутно и ежесекундно. В должностной инструкции прописано, что при любых скоплениях народа пассажиры должны занимать правую и левую стороны ступеней эскалатора. Но например, после футбола, общегородских гуляний или в большой мусульманский праздник типа Курбан-байрама народ идет стеной: люди встают по три человека на ступени, то есть нарушаются все нормы и всякое может случиться.

 У нас – не как у всех

– Чтобы не было травм, мы должны постоянно общаться с пассажирами по громкоговорителю и предупреждать, если есть опасность, – например, взрослый не держит ребенка за руку. Недавно ехал пассажир, который поставил на поручень люльку с грудничком. Я сразу же предупредила его, что это опасно. Если бы сработала внезапная блокировка эскалатора, ребенок просто вывалился бы оттуда, – вспоминает Ольга.

– На взгляд человека непо­священного, присутствие дежурного у эскалатора действительно выглядит анахронизмом, – комментирует Дмитрий Баранов, сотрудник лаборатории «Оптимальные транспортные системы» ИТМО. – Но дело в том, что у нашего метро особая специфика, известно же, что наши поверхностные почвы слишком подвижные и не позволяют строить в них туннели. А значит, подавляющее большинство петербургских станций – глубокого заложения, то есть располагаются они на глубине более 20 метров. Соот­ветственно и эскалаторы на станциях намного длиннее, чем в Москве или в других городах, и пассажиров на них едет в каждый отдельный отрезок времени больше, чем на столичных. Станция «Адми­ралтейская», например, входит в тройку самых глубоких в мире. Она находится на глубине 102 метра. Разумеется, на таких длинных эскалаторах риск возникновения разных нештатных ситуаций повышается в разы, диспетчер на диспетчерском пункте просто не в состоянии за всем уследить. Поэтому дежурные у эскалатора как раз на своем месте. Вероятно, в будущем эта специальность исчезнет, как и многие другие, и ее заменит техника. Но пока еще такая аппаратура не придумана.


Фото Сергея НИКОЛАЕВА

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: