Клиент прав в 99 случаях из ста

Сегодня – Всемирный день защиты прав потребителей. Начнем с беспрецедентного факта. По официальной статистике Рос­потребнадзора, число жалоб на нарушение прав потреби­телей в Петербурге за 12 лет увеличилось в 36 раз! Сопред­седатель Всероссий­ского союза защиты прав потребителей Анатолий Голов уверен: это говорит о том, что растет наша правовая грамотность и решимость отстаивать свои права.

Снова про стулья

Например, настоящую лавину жалоб вызвала в последнее время деятельность всевозможных центров диетологии и косметологии. Их сотрудники беспардонно звонят жителям на домашние и мобильные телефоны, приглашают на бесплатные консультации, а затем вынуждают доверчивых клиентов оформить банковский кредит для оплаты «чудодейственных» омолаживающих процедур или косметических средств, которые они продают втридорога.

Появление новых спальных районов, которые росли последние годы как грибы, вызвало к жизни жалобы новоселов в адрес продавцов и производителей мебели. В прошлом году, например, «лидером» оказалась компания «Много мебели». Петербуржцы жаловались на несвоевременную поставку купленной мебели и некачественную сборку.

Вместо смартфона  – граненый стакан

Четверть всех продаж сегодня осуществляется онлайн. За последние три года количество обращений горожан на интернет-торговлю увеличилось в 2,3 раза и составило в 2016 году 1600 заявлений. Чаще всего люди жалуются на то, что продавец не предоставляет покупателю письменную информацию о порядке и сроках возврата товара, сведения об основных потребительских свойствах, гарантийном сроке, правилах и условиях безопасного использования товаров, что приводит либо к изменению цены на товар, либо к невыполнению заказа из-за отсутствия его в наличии на складе.

Вопиющий случай произошел с жителем Петербурга, который приобрел смартфон через интернет-магазин, однако, получив посылку и вскрыв ее, обнаружил вместо смартфона аккуратно упакованный… гра­неный стакан. При этом деньги за покупку уже переведены, а недобросовестный продавец не выходит на связь.

– К сожалению, не во всех случаях можно передать дело в суд и реально помочь обманутым потребителям. Кото­рые без оглядки на правила дистанционной торговли, а иногда и на здравый смысл, не проверив продавца и не заключив с ним внятный договор, доверились мошенникам и добровольно лишились своих денег. Тут бессильны даже правоохранительные органы, – комментирует старший инспектор Центра организации применения административного законодательства Управления МВД России по Петербургу и Ленобласти Александр Попов.

Бизнес, береги репутацию!

Проще говоря, спасение покупающих – дело рук самих покупающих. С нынешнего года Роспотребнадзор начал работать со всеми заявителями по новым правилам. Если вас обманули, продали некачественный товар, обсчитали и т. д., вы теперь не можете пожаловаться напрямую в это ведомство. Сначала необходимо предъявить в письменном виде претензию самому обидчику – предприятию, оказавшему некачественную услугу или продавшему плохой товар. И только если обидчик на требования потребителя ответит отказом или вовсе их проигнорирует, можно будет идти с жалобой в Роспотребнадзор. При этом к заявлению необходимо приложить ту самую претензию к продавцу и ответ на нее, если таковой имеется.

То есть ответственность самого потребителя повышается. Теперь ему понадобится больше сил и терпения, чтобы отстаивать свои права. Однако такой порядок должен на­учить потребителя правильно выбирать товар или поставщика услуг и приучить бизнес уважать и бояться именно рядового потребителя, а не только контролирующие органы.


Автор – Андрей СТЕПАНОВ. Фото Лидии ВЕРЕЩАГИНОЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here