В Русском музее открывается масштабная юбилейная выставка Айвазовского

«Нет ничего податливей воды, Но твердое ее не победит». Ощутить на себе силу и власть воды можно в Корпусе Бенуа Русского музея, где 22 декабря открывается выставка, посвященная 200-летию со дня рождения главного мариниста России Ивана Айвазовского.

В середине этого странного дождливого лета, в июле, петербургские журналисты прощались с «Девятым валом», наблюдая как эту, пожалуй, самую знаменитую картину Айвазовского снимали со стен, чтобы отправить в Москву, в Третьяковку. А с ней – еще множество полотен из коллекции Русского музея, в которой присутствует 54 произведения художника.

Наш музей щедро поделился с московскими коллегами, несмотря на разгар туристического сезона. Айвазовский превзошел Серова по количеству посетителей – 598 тысяч человек. В последние дни выставка на Крымском Валу работала до полуночи.

И вот наконец картины вернулись в родные стены. Морская стихия запечатлена художником во всей своей грозной красоте и разнообразии состояний. Айвазовскому, конечно, были ближе буря и натиск. Он начал свой путь художника в эпоху романтизма, да так и остался романтиком. Менялись течения, направления, философия. Но он, как огромный корабль, не сходил с курса, оставаясь верным себе.

Иван Айвазовский известен всем и каждому. Был любим императорами (от Николая Первого до Александра Третьего) и народом, а вот от критиков ему доставалось – и при жизни, и сейчас. Художник, идеолог «Мира искусства» Александр Бенуа писал, что Айвазовский «разменял все свое большое дарование и свою истинно художественную душу на продажный вздор. Он перешел даже в этом размене, подобно Клеверу, через все границы приличия и сделался прямо типом «рыночного» художника, имеющим уже, скорее, что-то общее с малярами и живописцами вывесок, нежели с истинными художниками». И даже призывал устроить аутодафе и сжечь его полотна.

Сегодня тоже многие причисляют художника к салонным и коммерческим. Затевая юбилейные выставки в Москве, а затем в Петербурге, музейщики хотели противостоять «снобистскому взгляду на Айвазовского».

Мы увидим, к примеру, библейский цикл. Входящие в него картины – «Сотворение мира», «Всемирный потоп», «Хождение по водам» – известны гораздо меньше, чем «Девятый вал» или «Волна», затягивающие нас в морскую пучину.

В таких картинах много мистики, порой они пугают. Известна история о первой версии «Сотворения мира» («Хаос», 1841), которую Айвазовский подарил папе римскому Григорию XVI. Священники разглядели в ней демонов, прячущихся в темных, клубящихся облаках. Впрочем, на созванном по этому случаю совете кардиналы не обнаружили нечистую силу. Так картина попала в Ватикан, а нынче хранится близ Венеции, на острове Святого Лазаря, в Музее конгрегации мхитаристов. На выставку она не приехала, в Русском музее есть более позднее полотно на эту тему, написанное в 1864 году. Можно увидеть и поискать там демонов.

Написанное в 1864-м же году полотно «Всемирный потоп» по масштабу запечатленной катастрофы сравнимо с «Последним днем Помпеи» Карла Брюллова. В них есть глубокий смысл, чувство «гибельного восторга» перед величием и тайной мироздания, символические обобщения.

Айвазовский жил долго и счастливо. Добился успеха, был художником Главного морского штаба, писал по заказу императора и Морского ведомства виды русских приморских городов и портов, изображения главных морских сражений русского флота. Много путешествовал. Был богат и щедр. Основал в родной Феодосии картинную галерею (сейчас там хранится самая большая коллекция его произведений), поддерживал археологические раскопки, строительство Музея древностей. А еще дал деньги на строительство водопровода в Феодосии. Пользование им было платным, но воду из фонтана можно было брать бесплатно. Рядом стояла серебряная кружка с надписью: «Выпейте за здоровье Ивана Конс­тантиновича и его семьи».

А на приемах, которые художник устраивал в своем имении в Феодосии, часто подавали блюда, названные в честь его картин: суп «Черное море», пирожки «Гавань» и шампанское «От штиля до урагана».

Его картины – не только о море. О человеке, чей челн так мал в сравнении с этим огромным бушующим морем страстей и опасностей, где штиль в один миг может смениться ураганом. Но почти во всех картинах Айвазовского, как бы они ни были трагичны, присутствует источник света, который пробивается сквозь мрачные тучи.

Билеты на выставку Ивана Айвазовского можно приобрести только в кассах дворцов Русского музея, кроме Строгановского дворца и Домика Петра I. Электронные билеты продаваться не будут. Придется постоять в очереди.


Автор – Юрий ОБРАЗЦОВ. Фото Татьяны ГОРД

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here