Наш собственный корреспондент передает из Антарктиды

Антарктида – материк уникаль­ный во всех отношениях. Самый холодный и высокий, самый ветреный и самый сухой (хотя именно здесь хранится самый большой запас пресной воды, правда, в твердом виде). Еще в середине XX века – всего лишь 60 лет назад – об этом континенте было мало что известно. Да и сейчас Антарктида продолжает хранить множество тайн.

Первые покорители Антарктиды совершали свои походы на собачьих упряжках (и даже пытались использовать лошадей), теперь же весь континент – огромный заповедник и завозить чужеродных животных и чужеродные растения сюда запрещено. Под полным запретом также радиоактивные вещества и огнестрельное оружие. Некоторые страны для логистического обеспечения своих работ используют армию, но оружие не должно пересекать 60° ю. ш.

Антарктида никому не принадлежит, хотя несколько стран имеют здесь свои «территориальные претензии» (Россия к этим странам не относится). Здесь нельзя заниматься разведкой и добычей полезных ископаемых. Весь материк фактически предназначен лишь для научных исследований.

Каждый год к берегам Антарктиды отправляются около 200 наших соотечественников. У России на шестом континенте имеются пять круглогодичных научных станций (Мирный, Прогресс, Новолазаревская, Беллинс­гаузен и Восток) – больше, чем у какой-либо другой страны. Среди них особняком стоит легендарная станция Восток – полюс холода Земли и одно из самых труднодоступных мест нашей планеты.

Почему людей так тянет в эти неприветливые места, как они там живут и чем занимаются – об этом я расскажу в своих репортажах в течение следующих двух месяцев. И первый мой рассказ будет посвящен тому, каким путем можно добраться до станции Восток.

В эпоху великих географических открытий мореплаватели на протяжении веков безуспешно пытались пробиться в высокие широты Южного полушария, чтобы узнать, существует ли на самом деле Terra Australis Incognita – Неизведанная Южная Земля. Теперь же в Антарктиду ежегодно ездят тысячи людей, в том числе туристы. Попасть сюда можно разными путями.

Большинство российских полярников отправляются из Санкт-Петербур­га на судне «Академик Федоров», которое, сделав две остановки – в немецком Бремерхафене и южноафриканском Кейптауне, примерно через 1,5 месяца достигает берегов Антарктиды. Судно обходит береговые станции, забирает людей, прозимовавших целый год, и высаживает новую смену. В основном это специалисты, занимающиеся жизнеобеспечением станций, – механики, метеорологи, радисты, врачи, повара. Есть и те, кто приезжает в Антарктиду, чтобы «делать науку», – геофизики, биологи, гидрологи, гляциологи. Зна­чительная их часть приезжает не на весь год, а только на теплый летний сезон – это значит, что судно должно подойти к каждой станции два раза, чтобы высадить, а потом забрать «сезонников».

На станции Восток антарктическое лето очень короткое, всего два месяца, декабрь и январь. Поэтому наш гля­циобуровой отряд добирается до Востока самым быстрым способом – воздушным.

Мы вылетели 3 декабря из Санкт-Петербурга в Кейптаун обычным рейсовым самолетом. Там мы попали в руки логистической компании ALCI, которая на самолете Ил-76 доставила нас на станцию Новолазаревская. «Илюшин» – тяжелый колесный самолет, ему для приземления нужна твердая ледяная полоса. На Востоке он сесть не сможет, поэтому дальнейший путь мы совершаем на среднемагистральном самолете BT-67 с лыжным шасси. До Востока за один перелет ему не добраться, поэтому по пути он делает две остановки на дозаправку – возле бельгийской станции Принцесса Елизавета и на нашей станции Прогресс.

И вот наконец 10 декабря мы добираемся до станции Восток. Вся дорога занимает всего лишь неделю. Первые несколько дней – акклиматизация, расконсервация бурового комплекса и начало работы, но об этом в следующий раз.


Автор – Алексей ЕКАЙКИН. Фото автора. Инфографика Сергея БОНДАРЕВСКОГО

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here