По пути от фермы до покупателя ценный продукт дорожает вдвое

Наши читатели заметили, что в последние три месяца цены на молоко и молочную продукцию растут как на дрожжах. Это подтверждает и официальная статистика.

Своего сырья не хватает

Если с января по август нынешнего года, по данным Петростата, литр пастеризованного молока в магазинах в среднем подорожал на 1,7 процента, что, учитывая уровень инфляции, незначительно, то за последние три месяца цены просто пустились вскачь! Судите сами: стоимость молока выросла сразу на 1,8 процента. За литр в магазинах придется отдать минимум 60,92 рубля. То есть с начала года молоко прибавило в цене 3,5 процента. Это по данным официальной статистики. Но есть и другие – «народные данные». По информации сайта «Ценомер», который следит за ценами в регионах, основываясь в том числе и на сообщениях самих покупателей, в Пе­тер­бурге за три последних месяца стоимость литра пастеризованного молока вырослав среднем на 8,5 процента.

В то же время, по сообщению пресс-службы комитета по агропромышленному комплексу Ленинградской области, нынешний год для молочной отрасли региона выдался достаточно успешным. Хотя впереди еще месяц, но экономисты уже вывели итоговые цифры. Ожидается, что хозяйства региона получат 606,5 тыс. тонн молока – на 17 тыс. тонн больше, чем в прошлом году. При этом молочная продуктивность на фуражную корову вырастет на 195 кг и составит 8160 килограммов.

– Хозяйства области не увеличивали с лета цены на сырое молоко, – утверждает Вален­тин Пашинский, генеральный директор ассоциации «Лен­плодо­овощ», – как продавали его по 22 – 29 рублей за литр, так и продают.

Однако переработчики утверждают обратное.

– Ленобласть обеспечивает лишь часть объема молока, необходимого нашему молокозаводу. Остальное компенсировалось закупками в Бело­руссии, – рассказал корреспонденту «Вечёрки» коммерческий директор ООО «Га­лактика» Сергей Чалов. – В последние два-три месяца на рынке образовался ощути­-мый дефицит из-за того, что Белоруссия сократила поставки. И местные хозяйства начали потихоньку поднимать цены. Следом и мы вынуждены отпустить цены на продукцию, однако это очень незначительное, копеечное подорожание.

Кто же накручивает цены?

– Наш молокозавод вообще с весны не поднимал цены на свою продукцию, – заявил заместитель генерального директора молокозавода «Писка­ревский» Георгий Житмарев.

Как же тогда объяснить растущие цены в магазинах?

– Основной виновник подорожания – торговые сети, которые захватили городской рынок и диктуют всем свои правила, вот с них и надо спрашивать, – считает Валентин Пашинский.

– Правда в том, что торговые сети ставят прибыль превыше всего, и коммерческие условия, которые они выставляют поставщикам, очень жесткие, – комментирует руководитель одного из молокоперерабатывающих предприятий. – Производитель должен заплатить за все – и за листинг (внесение в список поставщиков торговой точки), и за промоутерские услуги, и за многое другое. При этом процесс ценообразования непрозрачен, трудно проследить, как формируется цена на продукт.

Есть ли выход? С нового года начнет работать закон о торговле, который вступил в силу летом и в соответствии с которым сейчас сети перезаключают договоры с поставщиками. Вот тогда контролирующие организации смогут убедиться, по какой стоимости товар отгружают молокозаводы и какой ценник в конечном итоге появляется в магазине. И разобраться, откуда что берется и насколько обоснованно.

В декабре спрос увеличивается

Однако процесс перезаключения договоров с сетями идет очень трудно – по словам представителей молокоперерабатывающих производств. И вполне возможно, что не вся продукция, к которой привык потребитель, вернется на полки в новом году.

В свою очередь федеральный центр тоже пытается сдержать рост цен на «молочку». Например, Кабмин РФ принял решение утвердить перечень продукции для оказания господдержки организациям, которые перерабатывают сельхозпродукцию, в этом списке есть и молокопереработчики.

Вместе с тем эксперты прогнозируют, что в декабре молоко и молочные продукты продолжат дорожать. Это обу­словлено не только перечисленными причинами. Ока­зывает свое влияние и ситуация на мировом рынке, где цены на молочные продукты растут, в том числе и на те, которые импортирует Россия. Свою роль играет и фактор сезонности. В предновогоднее время спрос на молочную продукцию возрастает, а вот в январе начнет падать, и цены должны стабилизироваться. С другой стороны, слишком резкого подъема цен не произойдет, так как покупательная способность сегодня достаточно низкая, люди в большинстве своем покупают дешевые продукты, а в случае неумеренного подорожания вообще отказываются от покупки того или иного наименования. И это является ограничителем роста цен.

 Досье

Счетная палата РФ, проведя масштабную проверку, пришла к следующим выводам: «Был проведен анализ формирования розничной цены молока, который показал, что продвижение молока-сырья по цепочке «производитель – переработчик – торговая сеть» добавляет к его стоимости более 100 процентов», – говорится в официальном сообщении. При этом отмечается, что в 2015 году средняя выручка производителя сырого молока, получающего господдержку, была около 21 рубля за литр, тогда как розничная цена молока в среднем составила 47 рублей за литр. По результатам анализа направлено письмо в правительство России.


Фото ИНТЕРПРЕСС

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here