В золотую анфиладу вернулся блеск империи 

clothes2В субботу в Золотой анфиладе Екатерининского дворца открывается выставка кос­тюмов к фильму Алексея Учителя «Матильда». Кор­респонденты «Вечёрки» побывали в Царском Селе заранее, когда еще шел монтаж выставки. 70 костюмов представляют придворную моду конца XIX – начала XX веков во всем ее разнообразии и блеске: бальные, вечерние, визитные платья, блестящие военные мундиры, облачения священнослужителей.

Тяжела ты, шапка Мономаха!

Тридцать один костюм из «Матильды» можно было увидеть в июне 2015 года в Розовом павильоне в Павловске. Но там не было парадных, поражающих запредельной, византийской роскошью костюмов из сцены коронации, потому что она еще не была отснята и костюмы «работали». В Царском Селе именно многофигурная сцена торжественной коронации императора Николая Второго и императрицы Александры Федоровны станет композиционной доминантой выставки.

clothes3Оригинал коронационного платья императрицы Александры Федоровны, к счастью, дошел до нас, сегодня он хранится в Оружейной палате Кремля. Не все знают сегодня, что носить коронационные платья было тяжелым, в буквальном смысле слова, испытанием. Платье Марии Федоровны, супруги Александра III, к примеру, тянуло на 20 килограммов, так что императрица едва могла передвигаться в нем. Чтобы «облегчить» его, ткань заказали на фабрике Сапожниковых, которые предоставили «облегченный» вариант парчи, внешне не отличавшийся от обычной.

А потому что патриотки!

Образцом для художников, «одевших» фильм, послужили исторические костюмы из музейных собраний, преимущественно – из коллекции Эрми­тажа.

clothes4В сценах коронации, придворных балов много платьев, выполненных в так называемом русском стиле. Импе­ратор Николай Первый еще в 1834 году издал указ, согласно которому все придворные дамы должны были появляться на официальных и светских мероприятиях одетыми в русском стиле – шлейфы, кокошники с длинной фатой. Фрейлины носили их вплоть до крушения Российской империи.

Цвета и отделки были регламентированы. Вышивки – машинные, однако в них присутствует немалая доля ручной работы, как в одежде Haute Couture. Блестки, бисер, жемчуг нашивались вручную.


Автор – Юрий ФЕОКТИСТОВ. Фото Татьяны ГОРД

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here