Почему петербуржцы предпочитают наемный труд собственному делу

За последние шесть лет число индивидуальных предпринимателей выросло в Петербурге на 47 процентов. Но по сравнению с прошлым годом количество желающих открывать свой бизнес снизилось на один процент. Люди предпочитают не рисковать и трудиться наемными работниками.

Эксперты говорят, что этим мы отличаемся от европейцев. Согласно социологическим опросам, в других странах в кризис предприниматели как раз и начинают свой бизнес. А у нас – хватаются за любую наемную работу, чтобы иметь пусть небольшой, но стабильный доход. По словам президента благотворительного фонда Amway Анны Сошинской, только 36 процентов петербуржцев заявили о том, что они при определенных условиях готовы начать свой бизнес. Для сравнения: еще год назад их было 37 процентов. Среди основных препятствий для открытия собственного дела – недоступность кредитных средств, отсутствие рынков сбыта и недостаток компетенции. Также людей пугает и страх не­удач. «Когда мы попросили петербуржцев поделиться, какие барьеры мешают им открыть свой бизнес, то среди ответов именно опасения, что у них ничего не получится, занимали второе место. Первую строчку рейтинга занял еще один «страх» – что у них не хватит денег на то, чтобы осуществить задуманное», – говорит Анна Сошинская.

Заместитель руководителя петербургского Центра развития и поддержки предпринимательства Валерий Береснев считает, что вопрос, почему
у нас пропадает интерес к созданию собственного бизнеса, требует изучения. На его взгляд, как раз сегодня общество в своем отношении к малому бизнесу взрослеет значительно быстрее, чем к остальным секторам экономики. Создаются центры поддержки предпринимательства, будущим бизнесам предлагаются программы обучения, гранты… Эксперты говорят, что сегодня существует как минимум 300 различных мер поддержки малых предпринимателей. Но те, кто хотел бы заняться собственным делом, предпочитают подождать «лучших времен». И очередей в подобные центры не наблюдается. По мнению Валерия Береснева, это можно объяснить только человеческой ленью. Ведь опросы говорят о том, что о своем бизнесе мечтают многие. Так, 31 процент опрошенных признались, что видят в возможности открыть собственный бизнес дополнительный доход, 25 процентов – независимость от работодателей, еще 25 процентов считают, что в этой сфере есть возможность самореализации, 12 процентов – возможность вернуться на рынок труда. И при этом, что особенно удивило аналитиков, многие из тех, кто заявил о том, что хочет заняться собственным бизнесом, признались, что будут делать это без отрыва от основной работы. В качестве дополнительного заработка.

zhenskij1У малого бизнеса мужское лицо

А еще у малого бизнеса – мужское лицо. 45 процентов опрошенных петербуржцев заявили, что готовы заняться собственным бизнесом. Среди женщин таких нашлось только 27 процентов. При этом реально открывают свой бизнес только три процента. Для сравнения: в Европе эта цифра составляет 11 – 12 процентов. Валерий Береснев считает, что это очень серьезный провал. Хотя в этом есть и своя закономерность: мужчина – добытчик, он готов рисковать. А женщина так поступать не может. Ей растить детей, она за стабильность. «К тому же не стоит забывать, что мужчина – это голова, а женщина – шея. И то, что сильная половина идет заниматься бизнесом, – заслуга женщин, которые как раз и капают им на мозги, чтобы деньги приносили», – говорит Валерий Береснев.

Кстати, с этим мнением категорически не согласна Анна Сошинская, которая считает, что женщины имеют полное право заниматься собственным бизнесом. По ее словам, несправедливо, что наша страна, выйдя на первое место в мире по такому показателю, как оценка уровня женского лидерства, занимает последние места по индексу женского предпринимательства. Опросы показывают, что 17 процентов женщин, сегодня работающих по найму, одновременно развивают свой бизнес, 41 процент могут представить себя в роли основательницы компании, но пока не готовы к этому шагу, а 28 процентов теоретически могут решиться на него, но не в ближайшие годы. А 14 процентов опрошенных заявили, что «Бизнес – это не мое». 

zhenskijДамы – вперед

«В малом бизнесе нам есть куда стремиться. Если оказать поддержку женскому предпринимательству, то мы можем серьезно поднять цифру ВВП. Не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что женщины составляют 56 процентов населения страны», – говорит Анна Сошинская. При этом отличительная черта российского женского предпринимательства – социальная направленность. Каждый третий женский проект социально ориентирован. 30 процентов женщин создали свое дело, чтобы помогать детям, пожилым людям, инвалидам, 11 процентов развивают бизнес в сфере медицины, столько же – в сфере образования и в сфере спорта. 37 процентов женщин, которые хотели бы оставить текущую работу и открыть свой бизнес, думают именно о социально значимых проектах.

Заместитель исполнительного директора общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Тамара Баранова, считает, что женщины более мобильны, организованны. Им просто порой не хватает элементарных знаний. И не все в курсе, где получить помощь и поддержку. «Когда мне задают вопрос о том, что не знают учреждений, которые выдают кредит под низкий процент, я привожу пример: если хотите купить модные босоножки, но дешевле, чем в магазине, то вы все это быстро находите с помощью Интернета. А тут надо найти более
дешевые деньги, а вы задумываться не хотите», – говорит она.

У многих женщин получается открыть свой бизнес. Типичные для женщин сферы – торговля и услуги. Любопытный факт: практически всеми спортивными клубами в нашем городе владеют женщины. На Всемирной неделе предпринимательства, которая проходила на прошлой неделе в выставочном комплексе «Ленэкспо», можно было увидеть немало успешных бизнесвумен.


Фото ИНТЕРПРЕСС. Инфографика Сергея БОНДАРЕВСКОГО

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here