Прежние долги тянут судостроительное предприятие на дно

12 декабря Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области вновь рассмотрит иск компании «С.Т. Технолоджи» о признании банкротом Бал­тийского завода. Сегодня предприятие загружено заказами. Однако «лишних» средств на то, чтобы рассчитаться со всеми кредиторами, у компании до сих пор не хватает.

В долгах как в шелках

«Балтийский завод – Судостроение» живет от суда до суда уже много лет. И обанкротить его пытаются не впервые. Однако ранее удавалось договариваться с кредиторами о мировом соглашении. Так, предыдущая процедура банкротства длилась более четырех лет. Но на этом проблемы не завершились. Только за 2016 год к Балтийскому заводу поступили два иска. Один из них суд вернул по ходатайству заявителя, а вот с ООО «С.Т. Технолоджи» дело обстоит иначе. Иск был подан 2 сентября 2016 года. Третьими сторонами выступают УФНС России по Петербургу, Управление Росреестра по Петербургу, а также Союз арбитражных управляющих «Саморегули­ру­емая организация «Северная Столица». Сумма долгов предприятия в материалах картотеки арбитражных дел не указана. Основной вид деятельности «С.Т. Технолоджи» – оптовая торговля машинами и оборудованием. Фирма регулярно участвует в тендерах крупнейших предприятий Петербурга. В частности, только за текущий год компания была допущена к участию в 19 закупках, среди заказчиков – ООО «Балтий­ский завод – Судостроение», ОАО «Адмиралтейские верфи», ОАО «Атомэнергопро­ект» и ГУП «Петербургский метрополитен».

Вполне вероятно, что завод надеется на благосклонность суда и решение всех своих проблем благодаря «нужности и стратегической важности». Как это было в январе 2016 года. Тогда Арбитраж­ный суд Петербурга и Ленобласти утвердил мировое соглашение между Балтийским заводом и кредиторами. Общий размер задолженности предприятия на тот момент составлял 7,7 млрд рублей, включая штрафные неустойки и пени. Но мировое соглашение позволило должнику выплатить лишь половину от этой суммы.

Несмотря на все «мировые», по данным Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти, на 5 сентября задолженность перед кредиторами все еще составляла 6,7 млрд рублей. В реестре зарегистрированы требования от 65 юридических лиц. Кроме этого, завод задолжал и городу – за аренду. Впрочем, понимая стратегическую заинтересованность Петербурга в предприятии, комитет имущественных отношений отсрочил возврат долга до апреля 2017 года.

Главный вопрос – для чего «банкротить» завод именно сейчас, когда у него и заказы есть, и деньги в ближайшем будущем могут появиться. Здесь все просто – это выгодно. «Нужно понимать, что когда вы подаете на банкротство какой-то компании, то у нее должно быть какое-то имущество для реализации. Если нет деятельности – то и «банкротить» нет смысла. Сейчас же, учитывая заказы и активы Балтийского завода, самое время для иска», – уверена юрист-консультант компании «Современная защита» София Ширяева.

Что будет

Если суд примет решение о банкротстве, Балтийский завод прекратит свое существование и в будущем сможет возобновить работу лишь через три года – таковы нормы Российского законодательства, объясняют юристы.

«Ситуация сейчас 50 на 50. Хотя, судя по всему, есть вероятность того, что процедура банкротства будет запущена. Уж больно истец серьезный, – анализирует ситуацию профессор декан Санкт-Петер­бургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ – Петербург Елена Рогова. – До этого Балтийский завод в основном банкротили банки. С ними, как правило, можно договориться. Потому что им выгоднее иметь клиента платящего, даже после реструктуризации, чем получить профильные активы, которыми они толком не могут воспользоваться. Когда мы имеем дело с поставщиками, как в данном случае, то ситуация немножко другая. Для поставщиков важно, чтобы им кто-то в итоге заплатил за оборудование. Будет это Бал­тийский завод или фирма, которая будет создана вместо него, для них не важно».

Для городской экономики, считает эксперт, удар не будет сильным. Эффект от банкротства завода почувствуется только в краткосрочной перспективе. Причиной тому станет длительность процедуры. Основной удар будет нанесен по имиджу городского судостроения.

«В целом экономическая ситуация и в стране, и в городе сейчас не самая хорошая, но Балтийский завод обеспечен заказами, поэтому в сложившейся ситуации виновны просчеты менеджмента. Потому что судостроение –отрасль, поддерживаемая государством, туда достаточно много денег сейчас закачивается и есть заказы, эти заказы регулярно оплачиваются. Средств хватало бы, если бы не было такого безумного количества долгов», – подытожила Рогова.

160 лет успешной работы

На вопросы о судебных тяжбах представители завода отвечают неохотно. На красочном сайте завода мелькают воодушевляющие надписи «160 лет успешной работы», «Мы построили 500 кораблей и судов». Об исках и банкротстве – ни слова. Зато есть исчерпывающая информация о заказах. Строится единственный в мире плавучий атомный энергоблок для обеспечения электричеством и тепловой энергией города Певека – универсальный дизель-электрический ледокол мощностью 25 МВт. На воде сейчас вовсю идет достройка атомного ледокола «Арктика» проекта 22220. 20 сентября на него установили РИТМ-200 – новейшую реакторную установку для ледокольного флота, разработанную ОКБМ Африкантов. На стапелях идет строительство еще двух ледоколов этого проекта – «Сибири» и «Урала». Для завершения строительства этих ледоколов заводу понадобится около двух лет. Даже несмотря на вероятность банкротства, их успеют торжественно передать заказчику.


Автор – Елизавета ГРИВЕНКОВА. Фото ИНТЕРПРЕСС

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here