Дан старт массовым предновогодним распродажам

Длиннющая очередь перед дверями торгового центра. Слов­но в Эрмитаж в выходные. Вот наконец они распахиваются, и толпа устремляется внутрь. Отдавленные ноги, жестокая борьба за последнюю кофточку, снесенные витрины и стоны прижатых к кассам людей… Это не кадры из фильма о выживании после зомби-апокалипсиса, а вполне реальные видеозаписи из магазинов в черную пятницу – день, с которого начинаются повсеместные предновогодние распродажи.

Конечно, в Петербурге да и вообще в России не бывает такого ажиотажа, как в США, где родилась эта традиция (это пятница после Дня благодарения, а черной ее назвали из-за огромных пробок на дорогах). Кроме того, сегодня многие шопоголики перекочевали из обычных магазинов в Интернет. Тем не менее никто не отменял ни очередей, ни опустошенных вешалок. «Вечёрка» решила выяснить, что, где и с какими скидками продают в это время и как пережить распродажу, не потратив все свои сбережения.

Если быть до конца точными, то черная пятница редко выпадает именно на этот день недели. Например, в этом году многие крупные ТЦ устраивают распродажи в ночь на субботу или на воскресенье. Оно и понятно: в выходные люди с большей охотой проведут полночи в покупательском угаре и потратят больше, чем в рабочий день. Так, в «Галерее» тотальные распродажи «Ночи шопинга» начнутся 26 ноября в 9 вечера и закончатся в 2 ночи, а в «Мегах» примерно в это же время пройдет «Ночь МЕГА скидок».

Что касается интернет-магазинов, то большинство из них следует традиции и запускает глобальные скидки в полночь с четверга на пятницу, причем действуют они несколько дней. После этого начинаются обычные предпраздничные распродажи с меньшими скидками, но зато более длительные по времени.

Каким же «ценопадом» компании готовы порадовать нас в этом году? Многие магазины заявляют о скидках в 50 и даже 80 процентов и заманивают покупателей подарками и бонусами. «Выгода!», «Суперскидки!», «Сногсшибательные цены!» – от рекламных лозунгов рябит в глазах. Честно признаться, пока корреспондент «Вечёрки» изучала подешевевший ассортимент на официальном сайте российской «Черной пятницы», то сама еле удержалась от того, чтобы не купить «что-нибудь ненужное».

Впрочем, здесь стоит отметить пару особенностей. Во-первых, скидок на товары, которые в обычные дни стоят ра­зумных денег, как правило, нет. Во-вторых, многие вещи и технику якобы продают по сниженной стоимости, но на самом деле цена на них явно была завышена перед распродажей.

Вот яркий пример: стиральную машину на сайте «Черной пятницы» предлагают купить с 20-процентной скидкой за 12,5 тысячи рублей (вместо почти 16 тысяч). В то же время в некоторых магазинах бытовой техники ее без всяких скидок можно приобрести за 11,5 тысячи. Продавец явно играет на чувствах покупателя, который, увидев «такую хорошую скидку», может купить товар не раздумывая.

Особенно велика опасность попасться на удочку в реальных, а не в виртуальных торговых центрах, где к психологическому воздействию рекламы примешивается эффект толпы, сметающей все на своем пути. Противостоять двум этим факторам крайне сложно. Чтобы сохранить голову холодной, лучше либо вовсе не ходить на распродажи, либо четко придерживаться списка покупок, продуманного заранее.

– За последние два года кризиса потребление в целом по России снизилось, однако сейчас это снижение замедлилось и даже приостановилось. Но на распродажах люди по-прежнему покупают больше, чем обычно, – рассказал «Вечёрке» эксперт по поведенческому маркетингу Арсен Даллакян.

По словам специалиста, с появлением интернет-магазинов людям стало проще проводить исследование и сравнение цен. Как правило, они
изучают трех-четырех поставщиков, прежде чем сделать выбор, а не ведутся на первое же предложение. Плюс в Сети есть хороший инструмент для оценки – отзывы. Однако это вовсе не означает, что во время распродаж
онлайн-покупатели ведут себя разумнее обычных.

– Люди везде ведутся на скидки и покупают то, что им не нужно, меняется лишь технология, – уверен маркетолог. – Конечно, если у вас есть список покупок – вещей, которые вы раньше не приобретали из-за их высокой стоимости, а теперь вы купите их на распродаже за полцены, – это будет правильный, рациональный поступок. Но так мало кто делает. Большинство потребителей поддаются массовой истерии, информационному каскаду, рекламе и волей-неволей чувствуют себя обязанными что-то купить, потому что им кажется: они упускают выгоду. А заплатив на сколько-то процентов меньше, чувствуют нравственную «поблажку», словно сделали что-то хорошее.


Фото Дарьи ДУБРОВОЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here