«Творческая молодежь продолжает традиции русского реализма»

109

Альберт ЧАРКИН, народный художник России, председатель правления Санкт-Петербургского союза художников:
– Наш союз, выросший на основе Императорского общества поощрения художеств, по сей день живет и работает в историческом здании на Большой Морской улице, а в следующем году встретит свое 85-летие. В далеком 1932-м возник Союз советских художников, чьим преемником и является Петербургский союз.

Сейчас в многогранном мире живописи идет естественный процесс возрастного обновления. Говоря о нашей юной смене, нельзя не упомянуть старшее поколение живописцев, их успехи и трудности.

Наши творческие ветераны, пожалуй, сказали свое веское слово. Сказали, как умели, – и неплохо, если учитывать непростые условия, в которых этим мастерам доводилось повседневно и ежечасно творить. Я упомяну таких великих питерских художников и педагогов, как Мыльников, Аникушин, Иогансон, Моисеенко, Зайцев, Пахомов, Ушин, Ветрогонский, а также ныне живущих Петра Коростелева, Василия Руднева и 90-летнего Анатолия Левитина. Их заслуги, как и достижения многих зрелых живописцев, бесспорны. Но… время берет свое.

И наряду с необратимым процессом возрастного обновления, разворачивается второй, еще более важный, более значимый процесс, – творческого, духовного и нравственного преображения. Нас восхищают активность и работоспособность молодых художников. Радует и то, что они обратились к прошлому России, ее корням, ее устоям, ее религиозным началам. Наступила эпоха, призывающая задуматься над тем, кто мы, почему прошли такой, а не иной, исторический путь, зачем живем на белом свете, ради чего сомневаемся и трудимся. Интересны творцы, которые наблюдают и анализируют жизнь рядовых людей, их взлеты и падения. Это впечатляет порою так же, как громкие и масштабные деяния лидеров, мыслящих категориями человечества и не всегда снисходящих до отдельного человека.

У сегодняшней творческой молодежи гораздо больше свободы, чем было прежде. Ей позволено открыто и безбоязненно использовать по своему усмотрению и образы царского времени, и эпизоды советского периода, и лики церковных угодников.

Мне приятно, например, что организованная по почину Фрола Иванова группа молодых питерских живописцев показала в Московском манеже запоминающиеся, высокохудожественные батальные полотна и по решению Академии художеств была удостоена золотых и серебряных медалей.

Возрождаются и продолжаются – в других условиях и на другом уровне – традиции знаменитой на весь мир русской реалистической школы. И романтизм, и баталистика, и пейзажи, и религиозные сюжеты, и бытовые зарисовки являются формами такого продолжения, являются дорогой к Храму, имя которому – Жизнь.


Подготовил Яков ЕВГЛЕВСКИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here