«Вечёрка» побывала на занятиях будущих танцоров Театра Бориса Эйфмана

Прославленный Театр балета Бориса Эйфмана отмечает 40-летие. К этой дате готовятся не только артисты, но и юные воспитанники Академии танца, которым также предстоит сделать творческий подарок хореографу.

Никаких диет

Первым уроком в старших классах была классика. Отвлекать от самого важ-ного предмета детей нельзя, и я ждала перемены в кабинете директора.
У Лали Афанасьевой как раз выдалась свободная минутка, и мы обсудили учебный процесс. «В этом году отсмотрели 16 тысяч детей по всей России, лучших пригласили на вступительные экзамены в Петербург, – рассказала Лали Отаровна. – К сожалению, многим приходится отказывать по состоянию здоровья. Современные дети намного чаще болеют, чем советские школьники».

В академии за состоянием воспитанников следят врачи и психологи. Понятно, что у балетных звездочек адаптация к возрастным переменам проходит не всегда легко: регулярно измеряют их рост, взвешивают – в случае необходимости сажают на диету. Но никакой голодовки – питание сбалансированное, пять раз в день. Кроме того, обязательные занятия гимнастикой и по желанию бассейн. Ложатся спать в десять вечера, начинают учиться в девять утра и до половины седьмого вечера.

«В этом году добавился харáктерный танец, закупили обувь, сшили одежду. В числе общеобразовательных дисциплин появилось обществознание, которое я веду сама. Начали с того, что я попросила написать небольшое эссе, в котором они рассказали о себе. Все фанаты, очень хотят танцевать. Все дети очень мотивированные. Мы на протяжении всего года ищем талантливых детей в самых отдаленных уголках страны», – поделилась Лали Афанасьева.

Правильно мечтать

В просторном фойе на втором этаже меня встретила заслуженная артистка России Елена Кузьмина, в прошлом прима-балерина труппы. Сейчас она преподает самый, пожалуй, необычный предмет – «пластическую выразительность». Елена поделилась успехами: летом ее ученики выступили в Александринском театре на юбилейном вечере Бориса Эйфмана. Для девочек балет поставила сама Елена Кузь­мина, для мальчишек спектакль подготовил ведущий солист театра Олег Габышев. Недавно станцевали эту же программу на открытии сезона в «Ленинград-центре», в ноябре поедут в Уфу с той же программой, а весной по приглашению Светланы Захаровой примут участие в фестивале «Свет­лана» в «Лужниках». Неплохое начало карьеры.

Но хотелось все же прояснить, что такое пластическая выразительность. 

Пластическая выразительность – это свобода, умение выразить в пластике тела свои мечты, фантазии и чувства», – говорит Елена.

Педагог показывает детям, как мечты Иржи Киллиана и Пины Бауш превращались в хореографические шедевры; на уроках они слушают Стива Райха и Яна Тирсена, Нино Роту и Моцарта. В основе искусства всегда мечта. А эти дети мечтают танцевать.

«С первых лет обучения им приходится совмещать две основные дисциплины – классику и модерн. Я училась в Вагановском училище, где уделялось внимание только классике. Наверное, в чем-то мне было легче. Некоторым детям тяжело даются нагрузки, и они решают уйти, – продолжает Елена. – Я всегда спрашиваю: ты сам захотел сюда приехать или мама захотела? Один мальчик честно сказал, что мама, но теперь он увлекся балетом и какие-то вещи у него стали получаться лучше, чем у других». Елена Кузьмина ушла готовиться к занятию. А мне удалось поговорить с детьми.

Балет или сладости

Восьмиклассник Никита Повалихин предупредил, что долго разговаривать не будет, поскольку по русскому языку интересная тема – сослагательное наклонение. Педагоги говорят, Никита подает большие надежды. Сейчас ему шестнадцать, блондин с голубыми глазами, он может стать украшением любой труппы. Никита переехал в Петербург из Ижевска. «Я и не думал, что свяжу свою жизнь с балетом. Когда мне предложили, был важный поворот в моей жизни. Мама сказала – решай сам. Вначале было очень трудно, другой город, непривычная атмосфера. Отучился три года, почувствовал себя своим. Два любимых предмета – классика и модерн, но теперь я больше склоняюсь к модерну, потому что там больше свободы движений, в классике все-таки много жестких правил, – признался юный танцовщик. И неожиданно добавил: – Надо делать выбор – или балет, или сладости жизни. До академии я ел все, что хотелось, а сейчас нельзя чипсы, мучное. Вот я временно остался без ужина, поскольку стал набирать вес. Но вообще кормят хорошо».

Я поинтересовалась меню, чтобы развеять миф о строгом балетном пайке. И вот что узнала. На завтрак дают кашу, бутерброд и чай. В обед – суп на мясном бульоне и котлета с гарниром. На полдник – сок и фрукты. Ужин обычно – каша, иногда цветная капуста. Второй ужин – кефир.

Ученица седьмого класса Катя Варламова переехала из Волгограда, балетом занимается с шести лет. Сейчас девочке двенадцать, и в ней уже угадывается почти профессиональная балерина.

balet2

«Мне ближе классика. Я всегда смотрела балет, и сразу, как только звучала музыка, мне хотелось танцевать. Больше всего нравится вариация Китри из балета «Дон Кихот» и партия Одиллии в «Лебедином озере», – рассказывает Катя. – В интернате за нами очень следят воспитатели, они проводят с нами пятиминутки и разные веселые конкурсы. В комнате нас четыре, мы крепко дружим. Сложности были и будут всегда. Иногда случаются травмы. После занятий мы идем на прогулку и делаем уроки. Перед сном можно почитать или порисовать. Вечером нам выдают телефоны, и мы звоним родителям, на ночь телефоны сдаем. Пользоваться телефонами разрешают в воскресенье». Летние каникулы Катя проводит с родителями, но скучает по академии.

Все будущие звезды признаются, что дружат и поддерживают друг друга: у них же общая цель. Время жесткой конкуренции еще не пришло. А время тяжелого труда и счастья творчества – не закончится для них никогда.


Автор – Полина ВИНОГРАДОВА. Фото пресс-службы Академии танца

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here