Ретротранспорт на Дворцовой напомнил о советской эпохе

Как выглядел раньше самый популярный общественный транспорт, на котором передвигались жители Ленинграда и насколько он изменился спустя несколько десятилетий? Корреспондент «Вечёрки» познакомилась со знаменитыми моделями на 80-летнем юбилее петербургского троллейбуса.

Дворцовая была полна. Кто постарше, пришли вспомнить молодость, посидев в салоне старого троллейбуса, который уже не увидеть на улицах города. Детишки с интересом рассматривали непривычный для них интерьер машины – еще бы, ведь такую модель перестали выпускать в далеком 1953 году.

Организаторам мероприятия удалось создать поистине праздничную и историческую атмосферу. Со сцены доносились популярные мелодии, а на экране крутили кадры из любимых советских фильмов, где важные сцены происходили именно в троллейбусе. Аниматоры в костюмах 30-х годов прошлого века разгуливали по площади и предлагали сфотографироваться с желающими. Почему 30-е? Потому что именно в то время, в 1936 году, ленинградцы впервые сели в троллейбус.

21 октября он начал курсировать по маршруту «Красная площадь» (ныне площадь Александра Невского) – «Площадь труда». Эта модель во многом отличается от современной. Удивительно попадать в салон не через привычную для нас металлическую дверь – каркас кузова и внутреннюю отделку изготовляли из ценных пород дерева.

Считалось, что после войны ни один троллейбус этой модели не уцелел. Но в 1996 году под Зеленогорском нашелся будущий музейный экспонат, на реставрацию которого ушло целых пять лет.

В дальнейшем троллейбусы Ленинграда весьма модернизировались. Подходя к следующему экспонату, сразу можно заметить, что он уже цельнометаллический и не такой угловатый, как его предшественник. Разработчики этой модели позаимствовали элементы дизайна у американских автобусов фирмы General Motors. По словам экскурсовода, из всех выпущенных в СССР троллейбусов именно этот был более надежным и достаточно простым в своей конструкции.

Были и такие машины, которые выпускались малыми сериями специально для важных событий. К примеру, экскурсионный троллейбус для нужд Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. После нее в честь Дня города в 1957 году транспортники Москвы подарили Ленинграду два новых троллейбуса этой модели. Выполненная в бело-голубом цвете, она спереди украшена барельефом «Рабочий и колхозница» и отличалась большими боковыми и панорамными изогнутыми по всей крыше окнами.

Просуществовал такой троллейбус в Ленинграде недолго – до 1967 года, но горожанам полюбился и остался в воспоминаниях как «троллейбус с зеркалом», поскольку между задними стеклами внутри салона висело большое зеркало.

Советские троллейбусы были популярны не только в СССР, но и за его пределами. Ярко-желтая модель 1973 года экспортировалась в Болгарию, Монголию, Грецию, Финляндию и Польшу. Внутри салона стало гораздо удобнее – добавился еще один дверной проем и увеличилась задняя площадка. Этот троллейбус настоящий долгожитель – его до сих пор можно увидеть на улицах города, а производство закончилось лишь в 2013 году.

Интерес у гостей парада вызвали и некоторые особенности старых троллейбусов. Так, в одном из них сразу обращаешь внимание на необычное кресло посреди салона. Крыша над ним представляет собой большое окно. Оказывается, раньше это место предназначалось для оператора контактной сети, который следил за исправностью проводов.

В течение всего праздника скучать гостям не приходилось. Каждый мог найти себе занятие по душе: кто-то слушал экскурсоводов, кто-то танцевал с аниматорами, а кому-то было просто приятно посмотреть концертную программу.


Дарья СТАДНИК

Фото Лидии ВЕРЕЩАГИНОЙ и Татьяны ГОРД

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here