Уникальную смотровую площадку Петербурга открывают после ремонта

В Смольном соборе отреставрировали фасад. Работы длились полтора года. За это время стены покрыли новой краской, заменили кровлю, почистили позолоту куполов. Сейчас строители снимают леса. В полностью обновленном виде храм должен будет предстать в начале ноября.

В свете передачи в этом году собора Русской православной церкви обновление его выглядит поистине символичным. Ремонт был затеян, когда храм еще входил в состав Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». И тут – такой подарок (финансирование по плановой программе осуществляет город). Тем более учитывая сложную судьбу храма.

Напомним, заложен Смольный был в 1748 году по указу Елизаветы Петровны. Главным архитектором проекта стал Растрелли, который до начала 60-х годов успел возвести его до самых куполов. Пришедшая к власти Екатерина заморозила проект, интерьер оказался не оформленным.

Возобновлено строительство было только в 20-е годы следующего, XIX века – дело довел до венца архитектор Василий Петрович Стасов. В 1835 году Смольный стал действующим храмом, а также приходом всех учебных заведений Петербурга. В 1922 году новые власти навесили на его двери увесистый замок. В 70-е годы в этих стенах располагался музей истории, в 90-е – концертный зал, в нулевые – снова музейная площадка. И вот наконец в 2016-м долгожданное возвращение…

– В последние годы во время экскурсий на звонницу пускали туристов, на период ремонта эта практика приостановлена, но после снятия лесов, думаю, снова возобновится, – рассказал нашему корреспонденту помощник настоятеля собора и исследователь истории Смольного Роман Катаев. – Здесь ведь располагается самая высокая смотровая площадка в городе, не считая телебашни. Не все знают, но звонница Смольного на семь метров выше смотровой Исаакия…

Подъем под купол, кстати, по-настоящему завораживает. Сначала несколько пролетов по широким каменным ступеням. Затем по винтовой кирпичной лесенке, в окружении балок, покрытых пылью 200-летней давности. И наконец, десять финишных пролетов по металлической – прямиком на высоту 80 метров!

С одной стороны – Нева. С другой – площадь Растрелли, купола дальних церквей, сверкающие в жилых массивах.

Однако самого колокола на звоннице нет.

– В нашем храме две звонницы, и обе они пустые, – объяснил Роман Катаев. – Очень надеемся, что в ближайшие годы, после окончательной реставрации, колокола займут свои места. Предполагается восстановить их прежние копии – описание размеров, веса, внешнего вида сохранилось в архивах. Впрочем, один колокол в соборе сегодня все-таки есть – установлен у входа. Три года назад он был приобретен на пожертвования учебными заведениями Петербурга, отлит в Воронеже и доставлен к нам. Звучит он три раза в день: во время утренних литургий в 7.00 и 9.30 и во время вечерней службы в 18.00…

Что касается окончательной реставрации, в ближайших планах церкви – воссоздание исторических иконостасов, главного алтаря, двух пределов, кафедры проповедника, царского места, исторических киотов. А также реконструкция сохранившихся пилонов работы Стасова, карнизов, капителей колонн.

Интересно, что до закрытия особенностью Смольного собора были совершенно белые стены, без росписи. Огромные светлые окна, ярко-белое пространство. Красота и величие заключались в этой самой простоте. В планах реставраторов – полностью восстановить дореволюционный интерьер и атмосферу.


Фото Натальи ЧАЙКИ

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here