Завтра на экраны выходит блокбастер Николая Хомерики «Ледокол»

В 1985 году у побережья Антарктиды ледокол «Михаил Громов» чуть не налетел на айсберг. От столкновения удается уйти, но ценой жизни одного из членов экипажа. Капитан Петров (Петр Федоров), любимец экипажа, отстранен от командования – его место занимает присланный министерством суровый капитан Севченко (Сергей Пускепалис), про которого тоже непонятно – айсберг или человек? Изнутри судну грозит раскол в команде из-за того, что на борту – два капитана. Снаружи – корабль того и гляди раздавят льды. Вдобавок проклятый айсберг, который экипаж прозвал Семен Семенычем, как будто собирается преследовать «Михаила Громова» по пятам…

Фильм Николая Хомерики «Ледокол» основан на реальных событиях. Действительно, тридцать лет назад случилась экстренная ситуация – ледокол назывался «Михаил Сомов». Капитану Валентину Родченко (прототип Петрова) впоследствии было присвоено звание Героя Советского Союза.

Сегодня считается, что ярлычок «по реальным событиям» особенно должен привлекать зрителей. И на первый взгляд «Ледокол» вполне следует проверенному рецепту фильмов-катастроф: сладострастно нарисованные картины разбушевавшейся стихии, все эти бесконечные парафиновые и пенопластовые льды, осыпающаяся громада компьютерного айсберга – и даже один морской лев, разевающий довольно мультяшную пасть на капитана Петрова.

Посреди стихии – суровые мужчины (бородатые и в свитерах, такая когорта Хемингуэев), которые вдобавок еще конфликтуют между собой – как будто не хватает им внешних проблем. Где-то там, вдали, на берегу – женщины, Пенелопы, с бессилием и надеждой ожидают своих Одиссеев. В конце мужество и добродетель, конечно, побеждают. Любите, девочки, простых романтиков…

К счастью, это – лишь верхушка айсберга. Режиссер Хомерики, раньше известный как автор тихих камерных драм, столь высоко и регулярно оцениваемых Каннским фестивалем, не мог бы не привнести в банальную форму свое содержание. Все айсберги и торосы оказываются не то чтобы неважным фоном, но декорацией для тонких, даже утонченных нюансов характеров персонажей и их отношений. То и дело кажется, что «Ледокол» вот-вот свалится то ли в надуманно-патриотическую михалковщину, то ли в бездумно-брутальную выживальщину – однако всякий раз он держится среднего курса. Вроде бы герой-мужчина – но при этом и капитулянт в личной жизни, и не всегда удачливый авантюрист в своих командирских решениях. Дубинноголовый начальник – «скалозуб» – в душе довольно нежный человек. Уж совсем неприятный поначалу стукач-карьерист – несчастный запутавшийся неудачник. И их взаимные вибрации (а еще, пожалуй, пятеро столь же интересно выписанных героев) создают психологическое полотно, которое хочется разглядывать не меньше, чем антарктические красоты.

filmz-ru_f_227801

– Мне показалось интересным рассказать камерную историю на фоне масштабных внешних явлений, – ответил режиссер на премьере, когда мы спросили его об этом. – Тут не только экшен, не просто все куда-то бегут – а есть пространство, где можно заявить человеческие отношения и характеры. Люди замкнуты в этих льдах, и между ними что-то происходит. Поэтому я и согласился на этот проект, увидел интересный для меня потенциал.

В фильме прямо роятся советские аллюзии. «Никаких намеренных аллегорий, просто многие вещи делаешь интуитивно. Я еще сам не вполне знаю, что получилось», – уверил нас Николай Хомерики в беседе. Вот потерявший от холода голос матрос Цимбалистый, герой Александра Яценко, – он то ли похож на немых кричащих моряков из эйзенштейновского «Потемкина», то ли навевает память о Сане Григорьеве из «Двух капитанов». Да и тут два капитана, снег, превозмогание всего и вся – без Каверина, кажется, не обошлось. А еще «Бриллиантовая рука», которую вначале смотрит команда, – и дальше то и дело выскакивают оттуда образы: айсберг Семен Семеныч, почти близнецы Миронова и Папанова, даже повторяется знаменитая сцена, где Никулина спускают на кране. А еще – все тщательно подобранные реалии из 1985-го: ириски, карандаши, олимпийские майки, наконец – Цой… «Время есть – а денег нет, и в гости некуда пойти» поют отчаявшиеся во внутреннем мини-клипе в самом центре фильма.

Вроде бы все только что было серьезно-героично – и вдруг такие шалости. Но они-то и делают фильм: ледокол оказывается образом страны, затертой во льдах, погрузившейся в радиомолчание, живущей впроголодь, с отчаявшейся командой, и каким курсом он пойдет, в начале 1985-го еще не известно.

??????????

«Ледокол» в этом году – уже второй фильм с Петром Федоровым в главной роли, выдающий себя за блокбастер, а на самом деле интровертно решающий чисто авторские задачи. Первый, «Дуэлянт» Алексея Мизгирева, в прокате провалился. Любопытно, какая судьба ожидает «Ледокол» – уйдет ли он от айсберга зрительского неуспеха и прорубит ли умному новому кино дорогу в теплые широты?


Фото Натальи ЧАЙКИ и filmz.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here