Из платежной цепочки уберут посредников

Изменение системы ЖКХ превратилось в такую же «вечную реформу», как преобразование пенсионного обеспечения и здравоохранения: в том смысле, что заниматься ею приходится в постоянном режиме и иногда кажется, что некоторые проблемы решения не имеют.

Правда, способ расчета граждан за коммунальные услуги к таким проблемам вроде бы не относится – по крайней мере здесь наметился общий курс на упрощение процедуры. Очередным шагом должен стать перевод жильцов на прямые расчеты с поставщиками тепла и воды в обход управляющих компаний и ЖКХ.

Осенний закон

Законопроект, который разработал Минстрой, вообще-то могли принять еще депутаты прошлого созыва, однако чиновники решили подождать до обновления состава Госдумы. По словам представителей ведомства, норма может быть одобрена этой осенью.

Смысл в том, чтобы убрать из цепочки лишнее, как кажется разработчикам, звено в виде ТСЖ, ЖСК или управляющих компаний. Они по-прежнему будут получать с жильцов средства на оплату текущего ремонта, уборки подъездов и других своих услуг.

Зато тепло, газ и электричество больше не будут оседать на счетах УК и ТСЖ, которые на данный момент должны перенаправлять их поставщикам ресурса. Деньги будут идти напрямую тем, кто эти услуги предоставляет.

«Законопроект обсуждается более года, и в нем заинтересованы все, – рассказывает исполнительный директор НП «ЖКХ-Контроль» Светлана Разворотнева. – Ресурсоснабжающие организации перестают зависеть от недобросовестных УК, которые иногда перечисляют собранные средства не в полном объеме. Сами управляющие компании и ТСЖ избавляются от необходимости доплачивать из своих средств за тех жильцов, которые игнорируют квитанции».

У того же Водоканала существует практика прямых расчетов с жильцами небольших домов.

«В отношении многоквартирных домов с большим количеством квартир существуют сложности с оформлением договорных отношений, – подчеркивает Юлия Артемьева, директор филиала «Единый расчетный центр» ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». – Собственники не обращаются в Водоканал на заключение договоров и не предоставляют информацию, необходимую для выставления квитанций (количество фактически проживающих потребителей, наличие приборов учета, последние показания приборов учета и т. д).

«В Жилищном кодексе есть поправки, которые наделяют жильцов и монополистов правом заключать прямые договоры, – говорит представитель Ассоциации ТСЖ Центрального района Петербурга Светлана Морозова. – Но это половинчатые меры. Посредников надо убрать в обязательном порядке.

Мы видим: стоило «электрикам» перейти на прямые расчеты, как у них резко выросла собираемость платежей».

И вечный долг

Действительно, в Петербурге оплата газа и электроэнергии происходит без участия управляющих организаций. И это не единственный пример.

«В некоторых городах происходит просто массовый переход на прямые договоры, – рассказывает Светлана Разворотнева. – Так происходит в Астрахани, Ижевске, Воронеже. Конечно, иногда людей просто ставят перед фактом, и никакого общедомового собрания не проходит».

Преимущество газовщиков и электриков в том, что они могут перекрыть подачу ресурса конкретному неплательщику. Сейчас эффективных рычагов воздействия на должников нет не только у монополистов, но даже и у ТСЖ. Отопление отключать напрямую запрещено законом; адресно перекрыть горячую воду, не навредив добросовестным жильцам, тоже невозможно.

С одной стороны, прямые расчеты призваны хотя бы частично решить проблему задолженности россиян за коммунальные услуги (а она выросла с начала года на 9 процентов и составляет около 275 млрд рублей). С другой – неизвестно, готовы ли монополисты брать на себя расходы и риски, связанные с должниками.

«Кто и как собирается перекрывать вентили неплательщикам? – спрашивает председатель ТСЖ «Озерки» Сергей Левицкий. – Если уж мы вводим прямые платежи, – а мне кажется, что это прорыв, – то управляющие организации вообще не должны участвовать в претензионной работе. Иначе получится, что государство просто перенаправило денежные потоки, все расходы по взысканию остались на ТСЖ и УК, и ресурсники загребают жар чужими руками».

«Управляющие компании не устраняются из этой цепочки полностью, – уточняет Светлана Разворотнева. – Они могут администрировать платежи и обеспечивать их поступление на счета ресурсоснабжающих организаций – но за агентское вознаграждение. У некоторых поставщиков уже сейчас есть собственные отделы подобной направленности. Правда, это все предположения – в процессе чтений законопроекта он может сильно измениться».

Не все так просто

Пока к законопроекту и правда остается много вопросов. Аналитики не всегда могут сказать, кто является потребителем конкретных услуг.

«Кого будут считать потребителем в случае отопления помещений общего пользования – вроде лестничных маршей? – задается вопросом Сергей Левицкий.– Или возьмем коммуникации общего пользования. Чтобы в любое время дня и ночи из крана у вас текла горячая вода, систему надо поддерживать и соответственно тратить тепло. С кого монополисты будут брать деньги за это?»

Главный вопрос для рядовых граждан – как изменения скажутся на суммах в квитанции. По идее, расходы на претензионную работу должны быть включены в тарифы поставщиков. Однако цифры в квитанциях не целиком зависят от коммерческих интересов ресурсоснабжающих организаций. К тому же речь может идти просто о внутреннем перераспределении расходов.

«Если компания не хочет привлекать управляющую организацию по агентскому соглашению – она может сама создать профильную службу, – говорит Светлана Морозова. – И никаких дополнительных расходов. Вот сейчас монополисты платят ВЦКП вознаграждение около 4 процентов от сумы платежей. Да этих денег с головой хватит, чтобы самостоятельно вести работу с потребителями, и тарифы повышать не придется».


Николай КУДИН

Фото Сергея НИКОЛАЕВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here