Креативная экономика выходит из лофт-проектов

В Петербурге появилась новая отрасль – креативная экономика. Она уже прошла «болезни роста» и становится заметной сферой городской жизни. Пока она скрыта внутри проектов-лофтов, за броскими вывесками хостелов, ресторанчиков и кафе. Но уже сейчас она выходит за эти границы.

Креативная экономика Петербурга не может сравниться по масштабам с Лондоном и Берлином: в экономике британской столицы эта отрасль занимает уже 16 процентов, а в столице Германии с этой сферой связано около 400 тысяч человек. Но Петербург по привлекательности обошел другие города страны, в Северную столицу едут молодые люди, которые хотят проявить себя в том, что требует творчества.

Неуловимый продукт

Определить дату, когда отрасль в Петербурге появилась, достаточно сложно. По словам Надежды Кашафутдиновой, арт-директора «Лофт Проекта Этажи», в 2009 году в Петербурге открылся проект Location-хостел, который отличался от привычного формата бюджетного ночлега. По сути, этот проект стал пространством, в котором творческие люди могли самореализоваться.

Позже появились первые заведения так называемого нового общепита на улице Рубинштейна: ресторанчики и кафе предлагали не только необычную еду, но и атмосферу.

Отчасти Петербург повторял путь Москвы, в которой в разных районах стали появляться своего рода «заповедники хипстеров». Символом этого в столице стала территория бывшей фабрики «Красный Октябрь».

Но если в столице территории в большей степени превращались в место работы или особенного времяпровождения, то в Петербурге эти территории не стали заповедниками, а превратились в большую, проникающую в разные сферы жизни города площадку для творческой самореализации.

Классические экономические теории гласят, что любая отрасль экономики должна производить некий продукт. С креативной экономикой эти теории не работают: сложно понять, что именно эта отрасль производит.

«Есть направления: выставки, социальная активность, бизнес и творческая среда», – поясняет Надежда Кашафутдинова.

Мы разговариваем в просторном, почти без мебели помещении на 5-м этаже бывшего хлебозавода на Лиговском проспекте. В комнатах с огромными окнами светло и просторно. Это – проект «Новая библиотека», которая уже стала и читальней, и местом для встреч, и… пространством для поэтов.

Пожалуй, именно перемены в такой консервативной и скованной традициями и правилами среде, как поэты, помогают понять, что такое креативная экономика и как она работает.

По словам Надежды Кашафутдиновой, долгое время считалось, что поэзия существует внутри собственного мира и – что важно – не может приносить доход. На площадке «Этажей» попробовали возродить поэтические конкурсы: жюри профессионалов оценивает участников по строгим критериям правил и науки, а зрители скорее по эмоциональному восприятию – кумирами именно публики становятся те новые поэты, которые превращают свои выступления в шоу.

Победители конкурсов получают шанс начать работать: поэты становятся ведущими мероприятий и могут конкурировать с шоуменами и кавээнщиками. Возникает соблазн упростить креативную экономику до монетизированного творчества, но это не совсем так.

Адресный подход

Отделение Высшей школы экономики (ВШЭ) в Петербурге проводило несколько исследований, чтобы описать состояние креативной экономики. Оказалось, что занятые в творческой работе люди рано или поздно начинают собираться на определенных территориях: улица Рубинштейна, лофт-проекты. И уже в этих местах формируется новая среда, которая позволяет развиваться и добиваться новых успехов.

Можно сделать вывод, что креативная экономика – это своего рода название для творческих людей, которых в Петербурге было немало во все времена, но в наше время они собрались вокруг каких-то определенных адресов, что делает эти места похожими на кварталы художников в Амстердаме или Берлине.

Если упростить, то это именно так. Но креативная экономика – это не только выставки, конкурсы или рестораны. Это люди, которые придумывают, создают свои проекты – от коллекций одежды до гаджетов, которые потом становятся востребованными большими компаниями. Или туристами, которых привлекают уже не только достопримечательности, а необычная еда, яркие культурные события и уникальные вещи, сделанные в том городе, куда они едут.

Заманчивый Петербург

В конце сентября ВШЭ обнародовала результаты исследования привлекательности российских регионов. Оказалось, что Петербург – впервые за многие годы – обошел Москву среди молодежи, которая выбирает место учебы или работы. Эксперты ВШЭ предположили, что есть несколько причин для этого явления. Например, сходство городов Сибири и Дальнего Востока с Петербургом. Или – относительная дешевизна жизни.

«Люди, приезжающие из других регионов, как правило, претендуют на те рабочие места, которые для коренных жителей не очень привлекательны, потому что требуют большой самоотдачи и затраты сил, – рассказала в интервью «Голосу Америки» доцент департамента менеджмента петербургского филиала Высшей школы экономики Елена Кудрявцева. – Когда человек учится и работает в своем родном городе, он более расслаблен, у него больше сторонних интересов. А те, кто приехал завоевывать свое место под солнцем, ни на что не отвлекаются, они стремятся зарабатывать деньги. Так происходит не только в России, но и во многих странах мира, где много трудовых мигрантов. И я не сказала бы, что они вытесняют местных, они просто демонстрируют другие модели поведения».

Креативная экономика как отрасль пока не столкнулась с жесткой конкуренцией среди работников. Это среда, которой постоянно нужны люди с идеями, и так скорее всего будет всегда: если отрасль перестанет вырабатывать новые идеи, она перестанет быть креативной экономикой.

«Но внешняя сторона достаточно обманчива, – считает Надежда Кашафутдинова. – Те, кто занят в креативной экономике, подчиняют себя жесткой дисциплине. Без этого успех невозможен».


Термин «креативная экономика» был придуман в редакции журнала BusinessWeek в августе 2000 года.

В Великобритании, которую называют лидером в этой отрасли, к креативной экономике отнесены сферы деятельности, которые основаны на создании и использовании интеллектуальной собственности: реклама и СМИ, музыка, архитектура, кино, дизайн, ремесла, производство программ и вычислительных систем и так далее.


Никита ФЕДОРОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here