Все хотят увидеть Янтарную комнату

Директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова рассказала о том, как сложно управляться с нашествием туристов, об успехах реставрации и предстоящей выставке костюмов, которые снимались в фильме Алексея Учителя «Матильда».

Агатовые комнаты славы не затмили

– С 1 мая по 30 сентября Екатерининский дворец посетили 1 млн 280 тыс. человек, это примерно на 68 тыс. больше, чем в прошлом году. В Екатерининский парк за этот же период билеты купили 1 млн 644 тысячи человек, – подвела итог высокого сезона Ольга Владиславовна.

Очень много туристов из России. Среди иностранных туристов примерно 80 процентов составляют наши друзья из Китая. Это – предел возможностей Екатерининского дворца.

– Мы будем стараться увеличивать посещаемость наших объектов, но не Екатерининского дворца, – подчеркнула директор музея. – Главная наша задача все-таки не коммерция, а сохранение и показ ценностей, а также обеспечение безопасности.

Сотрудники музея пытаются переключить внимание посетителей на Александровский парк. Это сложно, поскольку Александровский дворец, связанный с памятью последнего императора России Николая Второго и его семьи, сейчас закрыт на реставрацию. По самым оптимистичным прогнозам, он откроется в 2018 году, если все будет в порядке с финансированием. Однако в конце августа в парке открыли после реставрации Арсенал, где поселились рыцари, кроме того, успехом пользуется Детский центр в Белой башне.

Сейчас в Александровском парке ведутся активные работы по мелиорации, восстановлению аллей, реставрации мостов. В 2017 году предполагается восстановить и открыть павильон Шапель, тоже представляющий неоготический стиль, как и Арсенал и Белая башня.

Однако массы туристов непременно желают увидеть Янтарную комнату, а отдельный вход туда сделать невозможно.

– Разве что через окно, – пошутила Ольга Владиславовна.

Агатовые комнаты, реставрация которых была выполнена несколько лет назад, не затмили славу Янтарной комнаты. По словам Ольги Таратыновой, это ее даже радует, поскольку Янтарная комната – все же воссозданный объект, тогда как Агатовые комнаты – подлинник XVIII века и нашествие туристов могло бы навредить драгоценным интерьерам.

Не ущемить права человека

Директор ГМЗ напомнила, что еще в 2015 году, когда Екатерининский дворец достиг максимума посещаемости, пришлось ввести квоты для турфирм на посещение дворца организованными группами.

Эта вынужденная мера была расценена некоторыми депутатами как ущемление прав туристов, и их все-таки отменят.

Примерно 55 процентов посетителей – это клиенты тургрупп. Ввести продажу билетов в  Интернете, как это сделано во многих зарубежных музеях, пока не планируется. Ольга Таратынова вспомнила, как однажды, будучи в Милане, не смогла посмотреть «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи в церкви Санта-Мария делле Грацие из-за того, что заблаговременно не позаботилась забронировать билет в Интернете.

– Туристов, которые хотят попасть в Екатерининский дворец, больше, чем наши возможности их принять. Дворец может принимать в час не более 900 человек,
иначе создается угроза безопасности людей, а также сохранности здания и экспонатов.

– Я думаю, что продажа билетов онлайн может ущемить права условной бабушки из Самары, которая приедет с внуками к нам и не сможет попасть. У нее, возможно, и Интернета нет.

Костюмы «Матильды» в интерьере

Из планов музея: в начале декабря в рамках V Санкт-Петербургского культурного форума откроется выставка костюмов, созданных к фильму Алексея Учителя «Матильда» творческой командой под руководством известной ленфильмовской художницы Надежды Васильевой. Съемки фильма проходили в подлинных интерьерах дворцов Петербурга и пригородов, в том числе в Царском Селе. В основе драмы – любовь Матильды Кшесинской и великого князя Николая Александровича на фоне эпохи, когда Российская империя уже стремительно неслась к гибели.

Из 5000 костюмов, выполненных Надеждой Васильевой, отобрали несколько десятков. Костюмы будут представлены в дворцовых интерьерах, где и проходили частично съемки фильма.

Напомним, 31 костюм к «Матильде» можно было увидеть пару лет назад в ГМЗ «Павловск». Для их создания приобрели 17 тонн тканей.

Можно было увидеть и парадные платья, и мундиры из сцены коронационного выхода Николая Второго и императрицы Александры Федоровны, а также их придворных, и балетные костюмы Кшесинской.

В экспозиции были использованы зеркала, которые тоже снимались в фильме. И костюмы, расшитые камнями, бисером и жемчугом, бесконечно множились, отражаясь в зеркалах, увлекая нас в путешествие сквозь время.


Юрий ОБРАЗЦОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here