В Театре Эстрады представляют сказки для взрослых

Один из самых ярких артистов молодой труппы Театра Эстрады Илья АРХИПОВ занят в главных ролях практически всех спектаклей нынешнего репертуара. Ученик Юрия Гальцева в совершенстве владеет законами эстрадного жанра.

7 октября Илья представит на сцене родного театра собственную постановку «Байки. Сказки для взрослых». «Вечёрка» поговорила с артистом о его режиссерском дебюте на петербургской сцене в качестве сказочника.

– Илья, как возникла идея перевести сказки в эстрадный жанр?

– Это не совсем эстрада. Вернее, совсем не эстрада. Мы не ставили перед собой задачу непременно придумать что-то новое, чего еще никто не делал, просто хотели сделать интересную и умную работу, чтобы зрителям понравилось. Мы придумали для этого спектакля жанр – фолк-кабаре. Кабаре – это ведь тоже спектакль с сюжетной линией и главной мыслью. Почему-то об этом все забыли, а я хочу напомнить изначальное значение этого слова. Мы отталкиваемся от фольклора: сказаний, песен, обрядов, легенд, которые нам показались необычными.

– Значит, будет много музыки, песен и танцев?

– Будут и музыкальные номера, и танец, и драма. Каждая история не повторяет предыдущую. Мы находим ключик к каждой сказке. В одной сказке артисты танцуют, в другой – поют, в следующей – вообще не говорят ни слова. Зависит от того, о чем сказка. Конечно, все будет очень образно, символично, музыкально. Сказочное пространство не может существовать в тишине, оно всегда наполнено музыкой, разными звуками.

Мы постараемся создать такой визуальный ряд, чтобы внутри каждого зрителя проснулся ребенок и взглянул на сказку своими, детскими глазами. Я сам очень хочу до конца сохранить в себе ребенка.

– Какие сказки выбрали для спектакля?

– Самым интересным материалом оказались не русские народные и не детские сказки, а именно старинные европейские сказочные баллады. Мы прочитали огромное количество советских переводов, но они изложены слишком простым языком, и мы поняли, что использовать эти тексты нельзя. Начали копать глубже и дошли до мотивов, сюжетов, которые встречаются и в чешской культуре, и в польской, и в украинской, и в русской. И вот уже на основе всего этого сочинили свой миф – как венок, сплетенный из разных цветов и трав. В нем происходит много чудесных, красивых, но порой страшных историй.

le48eqsfscs

– Но это не перекличка с фильмом «Страшные сказки» Маттео Гарроне?

– Нет, но это будет страшно красиво. Мы хотим, как сказочники, рассказать сказку зрителю. А вернее – показать. Мы же строим свою историю не только на текстах, но и на обрядах, народных песнях. Когда смотришь, понимаешь все гораздо точнее, чем в пересказе. Это, безусловно, театр формы, но здесь форма не превалирует над содержанием, она оправдывает идею, заложенную в сказку.

Команду собрали из друзей. Я предложил идею своей подруге Богдане Менгер-Молодовской, которая стала вторым режиссером и художником спектакля, помогла мне визуально продумать эту историю. Танцы поставлены одним из лучших, на мой взгляд, театральных хореографов, Ириной Ляховской. Музыку сочинил музыкант и певец Антон Андреев. А артистов набрали с помощью кастинга. Более чем из ста человек выбрали одиннадцать.

– По каким критериям отбирали исполнителей?

– Актеры совершенно разные. Не все работают в театре. Но всех объединяет интерес к выбранной теме. Артистам захотелось пофантазировать. Мы сразу договорились, что будем соавторами – никакого режиссерского диктата, только совместное творчество. Важно было найти различные актерские типажи, чтобы каждый представлял какого-то персонажа, чтобы был характер. Сейчас нас можно назвать маленькой театральной семьей.

– Что было самым сложным в подготовке спектакля?

– Самым трудным был процесс отбора материала для сказок, потому что сюжетов очень много, и надо было собрать те мотивы, которые имеют глубину. Чтобы смысл был понятен не с первого раза, а требовал размышлений. Мне было интересно, каким образом развернуть историю, чтобы показать ту грань, которую мы нашли. Нелегко было подобрать музыкальное сопровождение, сочинить новую музыку и тексты.

– Как удалось найти финансирование такого, в общем-то, затратного проекта?

– Появление спектакля – само по себе случай сказочный. Мне позвонили и сказали, что видели мои предыдущие работы (а я к тому моменту уже поставил несколько шоу-спектаклей в других городах) и хотят, чтобы я сделал какой-нибудь яркий проект. Я стал думать, что бы такое необычное сделать. Так возникла идея фолк-кабаре на основе сказок. Людям понравилось и нам оплатили все расходы.

– Какой театр вам самому близок?

– Я за тот театр, который может жить без 3D-декораций, который говорит со зрителем откровенно. Я как актер, работающий в жанре эстрады, всегда обращаюсь к зрителям, жду от них реакции и всегда чувствую энергию зала. Я за честный театр, за настоящий. Не нужно ничего лишнего – только свет, музыка и простота в декорациях, костюмах. Самое главное – ансамбль артистов, который рассказывает историю.

– Трудно рассмешить людей?

– Не должно быть задачи насмешить или растрогать. В легком жанре есть задача обменяться положительными импульсами. Подарить человеку радость. Чтобы он забыл о том, что на улице дождь и слякоть, что у него ноги промокли. Важно, чтобы зритель отдохнул и после спектакля ушел с хорошим настроением домой.


Беседовала Полина ВИНОГРАДОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here