Корреспондент «Вечёрки» на два дня стала матросом брига «Триумф»

Анастасия Мололкина,  животом повиснув на марса-рее – горизонтальной деревянной балке, на которой крепится корабельный парус, кричит: «Ребята! У меня проблема! Я не верю в себя!»

Между Настей и палубой – около восьми метров. Хотя девушку страхует альпинистский пояс, на такой высоте потерять веру в собственные силы действительно легко. Такие сложные задачи приходится выполнять всем членам экипажа «Триумфа» – одного из легендарнейших бригов Петербурга, где морскому делу учат всех мечтающих ходить под парусом.

Язык с другой планеты

«Триумф» – это величественный двухмачтовый бриг, известный по кадрам знаменитых фильмов – «Узника замка Иф» Георгия Юнгвальд-Хилькевича, третьих «Гардемаринов» Светланы Дружининой и картины Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви». Его любят не только режиссеры, но и обычные петербуржцы – парусник часто красуется на морских праздниках и регатах, а в начале 2000-х годов он выходил в акваторию Невы под алыми парусами, чтобы подарить праздник выпускникам Петербурга.

Трудно поверить, что «Триумф» когда-то был списанным рыболовным траулером, который вместе с группой единомышленников решился перестроить Борис Сидоровский.

Сегодня на паруснике учатся разбираться в такелаже и рангоуте молодые матросы, а каждые выходные бриг совершает учебные выходы на острова и форты Финского залива. В одном из таких переходов к форту «Обручев» недалеко от Кронштадта мне посчастливилось побывать.

По заданию капитана Михаила Сидоровского, сына создателя «Триумфа», я, Настя и третий матрос Кристина Рягузова должны правильно сложить парус под названием «марсель» и особенным образом его закрепить. Пока девушки ползут до ноков (краев) рея, я, обхватив обеими руками мачту, судорожно пытаюсь вспомнить уроки на палубе.

Как же вяжется этот рифовый узел? Петля, вторая, и после пары попыток я на несколько минут забываю, что под ногами – высота трехэтажного дома. В только что трясущихся руках появляется сила, а в голове – ясность: я стою на марсе.

Нет, марс – это не близкая к Земле планета, а тот самый «балкончик», откуда моряки из кинофильмов обычно кричат «Впереди земля!» или «Полундра!». На корабле множество названий кажутся инопланетными: кливер, планширь, кильсон, эзельгофт, фальшборт. На самом деле это производные от голландских, немецких или английский слов. К примеру, слово «рында» (звон судового колокола в полдень) появилось благодаря русским морякам, которые не смогли произнести английскую фразу «ring the bell» («звонить в колокол»), а знаменитый «аврал» от «over all» – «все наверх!».

Приходится переучивать даже знакомые понятия: не «туалет» – а «гальюн», не «плыть» – а «идти», не «веревки» – а «концы», «шкоты», «швартовы».

Тренировка на ощупь

– Команда, трево-о-ога-а! – разрезает ночную тишину строгий голос капитана. Я подскакиваю с двухъярусной кровати женской каюты, чуть не ударившись о верхнюю койку, и в кромешной темноте пытаюсь найти и натянуть на ноги кроссовки. У матроса есть всего полминуты, чтобы по команде «тревога» одеться, влезть в спасательный жилет, взять документы, деньги, телефон и выбежать на палубу. Пока запихиваю все ценное в непромокаемый пакет – правило хорошего тона на корабле – и карабкаюсь наверх, команда уже стоит на палубе и слушает резюме капитана: прошло больше минуты – слишком медленно.

– Как-нибудь после экстренного подъема потренируем экстренный отход, – заключает Михаил.

Ребята, конечно, смеются, но прекрасно понимают, что шутки капитана часто оборачиваются реальной практикой, ведь занятия по аварийно-спасательным работам должны проходить в другие выходные.

Главная задача этого тренировочного выхода – научиться ставить паруса, а еще и быстро манипулировать ими, подстраиваясь под ветер Финского залива, который может кардинально поменять направление всего за пару минут. Наутро команда отрабатывает технику и скорость: над «Триумфом» то надуваются, то складываются грот, марсель, фок, кливер и другие из десяти парусов брига.

– «Триумф» – это собирательный образ корабля начала XIX века, – рассказывает Михаил Сидоровский. – Все сделано в стиле того времени – композиция корпуса, парусное вооружение.

Здесь, как в петровскую эпоху, нет ничего, что облегчало бы труд матросов: ни лебедок, ни других приспособлений. Все делается вручную, часто это тяжелый физический труд, к тому же на лекциях ученикам приходится запоминать огромное количество терминов и понятий, чтобы с полуслова понимать команды капитана и боцмана. Однако все это не пугает ни парней, ни девчонок, решивших стать частью экипажа «Триумфа».

– Я уже не понимаю друзей, которые сейчас сидят в душном офисе или в квартире, – нарезает овощи в кают-компании Ольга Шелухина, ответственная сегодня за питание команды брига. Девушка родилась в Караганде, а в Петербург переехала из Томска, где училась на филолога. Оля загорелась идеей попасть в экипаж парусника, почти сразу нашла объявление о том, что «Триумф» ищет матросов, и вот уже полгода изучает морское дело.

Здесь закладывают шкоты и разбирают швартовы программист, журналист, фотограф, старшеклассник, плотник, художник и многие другие люди самых разных профессий. Больше половины из них не исполнилось и тридцати.

Корабельные секреты

– Для тренировки парусного аврала нужно записать голос капитана на телефон и поставить как мелодию для будильника, – шутят ребята, наворачивая из металлических мисок горячую картошку с тушенкой. – Сразу начнешь выбегать из квартиры с документами и в спасжилете. А родители потом будут соседям объяснять: «Не переживайте, он у нас яхтсмен – у них сейчас сезон начинается».

Почти у каждого члена экипажа кроме прекрасного чувства юмора есть еще собственный подстаканник для трапезы, такой же, в котором приносят чай в поездах дальнего следования. Оно и понятно – не каждая кружка удержится на столе во время качки.

«Триумфовцы» знают и другие профессиональные хитрости – к примеру, как справиться с морской болезнью.

– Поешь, зафиксируй взгляд на горизонте или займись делом, – поделилась секретом помощник капитана Ольга Сидоровская. – Иди к самой тяжелой части корабля – там меньше всего качает. Встань за штурвал – это тоже помогает сконцентрироваться. Если дело совсем плохо, можно взять несколько одеял, залечь на палубе и притвориться тюленем.

Этот сезон для «Триумфа» юбилейный – бриг уже 30 лет бороздит водные просторы и исполняет мечты юных моряков. За три десятилетия судно, увы, ни разу капитально не ремонтировалось, поэтому сегодня менять нужно практически все: подводную часть корпуса, палубу, такелаж, проводку, канализацию, электрику, спассредства и многое другое. Цена для молодой команды неподъемная – около 8 миллионов рублей, поэтому ребята всеми силами стараются собрать средства через Интернет, чтобы когда-нибудь исполнить еще одну мечту – отправиться в дальний поход к берегам Исландии.


Полина ОГОРОДНИКОВА, фото автора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here