До сих пор многим светлое будущее представляется в виде огромных белых высоток, радостно сияющих на солнце, между которыми снуют если не геликоптеры, то по крайней мере бесшумные монорельсовые вагоны по головокружительно изогнутым развязкам. 

Издали посмотреть на новый район Шушары – только геликоптеров и не хватает. Чисто, красиво, вытянуто по вертикали – так видна эта новостройка с Кольцевой. Но если решиться погулять здесь, возможно присматривая жилье, то довольно скоро в голову начинают приходить критические мысли, вызванные созерцанием огромного людского муравейника.

Прежде всего в этот муравейник надо еще умудриться попасть – поскольку монорельса здесь не завелось и, может, не заведется при нашей жизни.

Одна из наиболее наглядных проблем Шушар (а подобных новых микрорайонов в Петербурге на окраинах не счесть) заключается в скверной транспортной доступности. Многим серьезным подспорьем служат электрички (правда, до станции придется идти пешком, с дальних улиц это долго). Но те, кто добирается на работу и с работы на автомобиле или автобусе, давятся в бутылочном горлышке перекрестка Пушкинской ули­цы в Шу­шарах и Витебского проспекта – единственной магистрали, по которой можно выехать в город. Даже если сбудутся обещания реконструировать Пуш­кинскую улицу, толку будет мало, поскольку она все так же будет выходить на битком забитый Витебский проспект.

Есть ли другие пути? Прямой въезд-выезд на КАД из Шушар сделать невозможно – на этом участке Кольцевой и так достаточно плотно устроены въезды. Об этом жителей микрорайона уже официально уведомили письмом от 24 августа 2016 года в ответ на их обращение к президенту Путину. С этим ответом приходится согласиться, ибо ситуация на КАД в этом месте действительно сложная. К примеру, чтобы повернуть на Кольцевую со стороны Мурманского шоссе, необходимо пересечь в одном уровне поток выезжающих на КАД с Витебского проспекта и Московского шоссе. Даже днем в буднее время этот простой маневр напрягает.

Получилось, что Шушары оказались зажаты между железной дорогой, Кольцевой автодорогой с одной стороны и полями, на которых хотят продолжить строить много­численные высотки, с другой стороны. Причем за полями проходит еще одна железная дорога. Поэтому массив просто обречен на пробки в час пик. Отсутствие продуманной транспортной политики упирается в миллионы потерянных человеко-часов, в тонны вредных веществ, выбрасываемых двигателями машин, ползущих в пробках. При этом строительство путепровода над КАД и железной дорогой с выходом на перекресток Дунайского проспекта и Московского шоссе спасло бы Шушары. Но пока об этом никто не заикается – дорого.

Шушары – типичный спальный район, какими со времен советской власти облеплялись все крупные города. Здесь что делать? Вымотавшись в дороге с работы (поскольку в спальном районе работать практически негде) и наскоро поужинав, клюя носом перед телевизором, – только спать, потому что завтра снова на работу. В выходные куда тут податься?

У кого-то есть дача, а у кого нет – пожалуйте гулять по кварталу, потому что, пока вы доберетесь, к примеру, до царскосельских парков, до которых тут по прямой рукой подать, и обратно, день пройдет. Здесь есть школа, детские сады, поликлиника и магазины, но до сих пор нет своего отдела полиции – что-то никак не доделают в его помещении и, если что, полицию вызывают из Пушкина (поскольку это Пушкинский район). Ну и что совсем плохо – это парковки. В будни днем почти все парковочные места забиты, а что же здесь творится по вечерам?

sysary_20_09_2016-3

Многие горожане уверены, что выгодна только высотная застройка, что «размазывать» малоэтажные кварталы по дорогой городской земле – это нерентабельно. Конечно, не сами они это придумали, а начитались рекламных статей застройщиков, которым важна лишь плотность застройки, гарантирующая выгоду, которую можно извлечь из данного участка.

Но по мнению ряда урбанистов и архитекторов, выгода высоток обманчива. Ведь вокруг них всегда много пустого пространства, у нас огромные дворы, меж тем здания пониже можно ставить встык друг к другу. При скрупулезных подсчетах оказалось, что дома средней этажности, разумно размещенные на территории, ненамного уступают высоткам в количестве метража! При этом они куда дешевле в содержании и в ремонте.

Сама идея огромного высотного жилого района, отгороженного от остального города промзонами и забитыми магистралями с минимумом въездов-выездов, давно вызывает тревогу специалистов. Во-первых, жизнь в огромном доме, окруженном другими огромными, похожими друг на друга зданиями, не на пользу психике – эти громады подавляют, а толпы незнакомых людей раздражают, их так много, что считать их соседями разум отказывается. Отсюда – социальная анонимность, для некоторых перерастающая в безнаказанность, недаром подростки-вандалы в новых районах – это печальная норма.

Во-вторых, эти дома относительно хороши, пока новые. А потом они начнут стареть, ветшать, там все будет постепенно ломаться и портиться. И в новых-то домах вечно вырубается электричество и народ ходит с налобниками, как шахтеры, останавливаются лифты, слабоват напор воды на верхних этажах. Без лифта вы оказываетесь пленником своего тридцатого этажа – и это уже страшновато. Даже с исправным лифтом вы можете минут двадцать ждать возможности спуститься или подняться в утренний и вечерний часы пик.

В-третьих, высотки просто небезопасны. Не дай бог пожар – и что? На крыше ждать вертолета? А если до крыши еще добраться надо?

И эта «спальная» идея с советских времен почти не менялась, только росла этажность. При этом в Европе каждые 15 – 20 лет актуализируется представление о том, что такое современный город. Проводится анализ построенного, изучаются новые концепции. А в России, по словам знамени­того архитектора Сергея Чобана, последняя серьезная коррекция норм была проведена в хрущевские времена. 

Татьяна ХМЕЛЬНИК, фото автора

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Не соглашусь с автором в том, что делать в Шушарах нечего… живем уже 4 года, есть все необходимое и для ребенка, и для нас, есть кафе для досуга, танцевальный кружок, несколько поликлиник, сквер…в общем, внутри квартала – все необходимое для жизни. Еще радует то, что все это находится в развитии и из года в год меняется к лучшему!

  2. С транспортной доступностью в сам поселок и правда беда – пока все нормально, но несли заселят еще пару многоэтажек – начнем задыхаться…А вот по развязкам все хорошо, из Шушар в любом направлении можно уехать без проблем. А в остальном…не скажу, что меня что-то в нашем “спальнике” особенно напрягает. Для мегаполиса заселенного – абсолютно типичный район, даже более того, достаточно просторный и тихий.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here