Сегодняшнему потребителю уже недостаточно просто прочитать на этикетке информацию о цене и составе. Чтобы сделать верный выбор в условиях огромного разнообразия товаров и услуг и приобрести, что называется, правильный товар, необходимо обладать определенными знаниями. 

В Германии «Голубой ангел», в России – «Листок жизни»

Надо, например, уметь расшифровывать знаки, которые часто можно увидеть на упаковке, на сопроводительной документации или на самом изделии. Именно они могут стать определяющим аргументом в пользу приобретения той или иной покупки.

Например, чтобы выбрать качественную электронику, специалисты советуют искать на изделиях определенную маркировку, которая наносится страной-производителем. Эти знаки обозначают, что продукт безопасен для человека и природы на протяжении всего цикла его эксплуатации. Во-первых, в нем не используются тяжелые металлы (свинец, ртуть, кадмий, мышьяк) и другие токсичные вещества. Во-вторых, его производство соответствует экологическим нормам: сточные воды и выбросы проходят очистку, отходы перерабатываются, то есть выпуск данного изделия не наносит вреда окружающей среде. В-третьих, прибор обладает низким уровнем электромагнитного излучения и низким потреблением электро­энергии.

Вся эта информация зашифрована в одном знаке-символе. Во многих странах разработан свой графический символ для обозначения подобной информации, в странах Скандинавии он называется «Северный лебедь», в Германии – «Голубой ангел», в странах Европейского союза – «Европейский цветок». Эти страны в свою очередь являются членами независимой международной некоммерческой организации – GEN, объединяющей национальные программы экологических маркировок. Россия также представлена в этой организации и также имеет символ экомаркировки – «Листок жизни», получивший международное признание. Он разработан специалистами Эколо­гического союза, который базируется в Петербурге.

studio photography of different fruits and vegetables on old wooden table

Для своих и так сойдет?

Марка «Листок жизни» широко известна среди производителей и специалистов уже 15 лет, но большинству рядовых российских потребителей она вряд ли знакома. Ведь определяющим фактором при выборе товаров для многих по-прежнему остается цена, другие характеристики мало кого волнуют. Это свидетельствует о том, что культура потребления находится у нас пока на низком уровне. Об этом шла речь на расширенной встрече российских и международных компаний, а также организаций в области устойчивого развития, которую на днях провел Экологический союз.

– Надо формировать потребительскую культуру со школьной скамьи, как это происходит за рубежом, чтобы в обществе возник запрос на продукцию, которая не причиняет вреда здоровью, а ее производство не наносит ущерба природе. У экологически чистой продукции в России уже есть аудитория, но она очень узкая. Поэтому пока и производители не понимают, зачем им подтягивать свою продукцию под экологические стандарты, если на нее нет спроса, – считает доцент ИТМО Ирина Шмелева.

Одна из участниц встречи привела пример, когда отечественные производители на строительных товарах, которые отправляются на экспорт, ставят знак об их экологичности, а на партиях, предназначенных для отечественных магазинов, его нет. Просто потому, что за рубежом потребитель обращает на это первостепенное внимание, а у нас такой знак ни на что не влияет.

Ректор Петербургского института природопользования, промышленной безопасности и окружающей среды Вла­димир Цветков полагает, что в настоящий момент воспитание культуры потребления и широкое информирование населения о качестве продукции выходит на первый план.

– У нас ежегодно от паленой водки гибнут 35 тысяч человек, потому что недобросовестные дельцы производят отраву, а люди ее доверчиво покупают. От подобного произвола человек может быть защищен соответствующим воспитанием и знаниями, – заявил он.

xps_4

Поможет «Экополка»

Но свою лепту в продвижение безопасной экологически чистой продукции на рынок страны должно вносить и государство, как это происходит в Европе. Очередной шаг на этом пути уже сделан: буквально на днях подписан приказ Росстандарта о создании технического комитета по стандартизации «Зеленые технологии жизнедеятельности и зеленая инновационная продукция». Он на первом этапе займется разработкой стандартов, определяющих соответствие продукции требованиям экологической безопасности. Планируется, что создание такого ведомства будет стимулировать рост производства экотоваров в нашей стране.

Однако пока что даже подкованному потребителю находить настоящую экопродукцию в наших магазинах непросто: чтобы не купить подделку, необходимо потратить время на внимательное изучение этикеток, поиски экомаркировок, чтение составов. К тому же далеко не в каждом магазине имеются такие товары: иногда, не найдя ничего подходящего, приходится уходить ни с чем.

Около года назад в Экологическом союзе родилась идея создания мобильного приложения «Экополка», которое позволит в считаные секунды определять экологичность того или иного продукта, а также покажет все магазины, где есть экотовары, интересующие покупателя. Новое приложение должно совершить маленькую революцию: теперь каждый потребитель, заинтересованный в здоровом образе жизни и покупке безопасной продукции, будет иметь профессионального и быстрого карманного помощника. В частности, мобильное приложение предоставит расшифровку символов экомаркировки разных стран для разных видов товаров и продуктов.

«Экополка» уже готова и пока работает в тестовом режиме. Сейчас Экологический союз продолжает набор заявок от производителей на бесплатное размещение своих экотоваров в базе магазинов. Поль­зователи смогут загрузить при­ложение на свои смартфоны в ближайшее время.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here